Институт естественных наук и математики урфу адрес
В Институт естественных наук и математики входит 15 кафедр:
Группа
Кафедры
Биология и медицина
Науки о Земле и космосе
— Астрономии, геодезии и мониторинга окружающей среды
Кафедры образуют Школу наук, которая реализует программы второго уровня высшего образования — подготовку магистров. Руководит работой Школы наук директор. Обучение осуществляется при взаимодействии руководителей образовательных программ и отдела организации образовательной деятельности по программам магистратуры.
Алексей Николаевич Бабушкин директор школы наук
Куйбышева, 48, ауд. 363 тел.: +7 (343) 389-95-64 e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Образование • 1969—1974 физический факультет Уральского государственного университета им. А.М. Горького Учёная степень • кандидат физико-математических наук (1981), доктор физико-математических наук (1992) Учёное звание • профессор кафедры физики низких температур (1994), действительный член Российской академии естественных наук (2004), почётный работник высшего профессионального образования РФ (2002) Стаж научно-педагогической работы • c 1974 года Международный опыт • стажировки в Германии, Турции, Швеции
Раздел находится в стадии заполнения контентом. Приносим извинения за доставленные неудобства!
Работодателям
Прессе
Девиз пресс-службы — «оперативно и достоверно».
Директор института естественных наук и математики Александр Германенко: «Учиться у нас трудно и поэтому престижно»
Познакомиться с институтом и узнать обо всех возможностях студентов здесь можно начиная со школы — события для учеников проводят едва ли не еженедельно. А чем интересна и перспективна жизнь за пределами школы в институте естественных наук и математики Уральского федерального университета, рассказывает его директор Александр Германенко.
Стать своим до поступления
— Александр Викторович, какие способы работы с абитуриентами используют в институте, которые помогут поступающим?
— Мероприятий для ребят в течение года проводится очень много. Например, в этом году практически каждый выходной школьники приходили к нам на Куйбышева, 48 или на Тургенева, 4, чтобы участвовать в традиционном фестивале естествознания, олимпиадах по химии, физике, астрономии, биологии, экологии, математике и информатике, командной олимпиаде школьников по защите информации, открытом математическом турнире УрФУ, Уральском турнире юных биологов и областном турнире юных физиков, научно-практических конференциях по физике, химии и биологии. В первые июньские дни в ИЕНиМ проходит летняя экологическая школа, в которой участвуют школьники Екатеринбурга. У ребят насыщенная интересная программа, серьезные занятия чередуются с игровыми. В проведении школы участвуют как молодые преподаватели института, так и опытные исследователи. Победители и призеры большинства из этих конкурсов получат дополнительные баллы к сумме конкурсных баллов при поступлении на направления подготовки института естественных наук и математики.
Подготовиться к поступлению помогают и различные школы юных биологов, математиков, физиков, химиков, школа олимпиадного программирования. В институте мы работаем с учащимися над научно-исследовательскими проектами с последующим участием в научно-практических конференциях школьников и конкурсах. Наши сотрудники ежегодно выезжают в школы Уральского федерального округа с организацией Дня науки с ИЕНиМ — так ребята из Екатеринбурга и отдаленных от столицы Урала городов могут погрузиться в университетскую атмосферу. В лабораториях института, в Коуровской астрономической обсерватории и ботаническом саду, криогенной лаборатории и уральском центре коллективного пользования «Современные нанотехнологии» регулярно проходят обзорные и тематические экскурсии для школьников.
В этом учебном году институт в очередной раз был площадкой всероссийских и международных научно-образовательных мероприятий по естествознанию «Открытая лабораторная», «Химический диктант», во время которых сотни жителей Свердловской области почувствовали себя немножко химиками, биологами, физиками, программистами.
Вместе с школьниками мы празднуем День Земли. Уже традиционным и любимым для детей и их родителей стал День растений. Каждое из этих мероприятий включает в себя лекции, конкурсы, практические занятия, экскурсии в лаборатории, общение с исследователями, возможность задать вопросы и получить ответы. Все это помогает школьникам узнать о нашем институте, сделать осознанный выбор и стать нашими абитуриентами, а затем и студентами. Это создает атмосферу понимания того, что сегодняшний институт естественных наук и математики — современный учебно-научный комплекс европейского уровня.
Получить студенческий билет и профессию мечты
— Событий для абитуриентов действительно много, а что можете рассказать об учебном процессе для тех, кто уже точно знает, что поступит именно к вам? Чему в институте учат?
— В институте идет подготовка по широкому спектру направлений. Мы набираем студентов на 21 направление бакалавриата и специалитета и на 17 магистерских программ. Есть еще и аспирантура. Как понятно из названия нашего института, эти направления в основном относятся к области естественных наук (биология, экология, физика и химия), математики и компьютерных наук. Кроме этих классических направлений подготовки, есть и смежные инженерные. В их числе, без преувеличения, уникальные, которых больше в Уральском федеральном округе нигде нет.
— Что за направления?
— К примеру, «Геодезия и дистанционное зондирование». Выпускники с дипломом геодезиста ценятся в экспертных организациях. «Гидрометеорология» — специальность, открытая по заказу департамента Росгидромета по Уральскому федеральному округу.
Инженерные направления, по которым проходит подготовка в нашем институте (кроме перечисленных выше, это «Стандартизация и метрология», «Инноватика» и «Компьютерная безопасность»), возникли у нас как развитие фундаментального образования, ориентированного на прикладные области. На этих выпускников — стопроцентный спрос на предприятиях. Объекты профессиональной деятельности наших инженеров на выходе — это информационные системы и технологии, их математическое, информационное и программное обеспечение, способы и методы проектирования, отладки, производство и эксплуатация технических и программных средств информационных систем в геодезии и картографии. Инноватики готовы к управлению проектами и разработками в сфере высоких технологий. А метрологи — к обеспечению современных производств, в частности, нанотехнологических.
— А те, кто хочет заниматься медициной, найдут в институте эту возможность?
— Да, мы готовим специалистов по двум специальностям фундаментальной медицины «Медицинская биохимия» и «Медицинская биофизика», подготовки по которым нет больше нигде не только в Уральском федеральном округе, но и в соседних регионах от Казани до Томска. По этим специальностям в этом году мы успешно прошли государственную аккредитацию, и сейчас в нашем институте все образовательные программы аккредитованы, а направления «Нанотехнология» и микросистемная техника и «Стандартизация и метрология», кроме того, имеют и профессионально-общественную международную аккредитацию.
В 2020 году будет открыт прием на направление «Медицинская кибернетика».
— Сколько стоит обучение в институте и возможно ли получить скидку на образование?
— Стоимость обучения на контрактной основе в институте естественных наук и математики зависит от суммы баллов по результатам сдачи ЕГЭ и баллов за индивидуальные достижения. Если сумма баллов менее 150, то стоимость обучения варьируется от 138 700 до 194 100 рублей в год в зависимости от направления подготовки. Самыми дорогими направлениями подготовки являются «Медицинская биохимия» и «Медицинская биофизика». Нижнюю планку стоимости держат направления «Математика», «Математика и компьютерные науки», «Механика и математическое моделирование». Если сумма баллов равна 150 или выше, то стоимость обучения снижается примерно на 30 % и может снизиться до 106 000 руб. по некоторым направлениям. Кроме того, в соответствии с общеуниверситетскими правилами, предусмотрены дополнительные скидки при внесении предоплаты.
Но нужно отметить, что абитуриенты имеют шансы поступить к нам в институт на бюджетные места, число которых в 2019 году — 856!
Учиться в институте насыщенно
— Кто учит студентов в ИЕНиМ?
— Более 65 % научно-педагогических работников, работающих в институте естественных наук и математики, имеют степени докторов и кандидатов наук, а также степень PhD зарубежных университетов. У нас работают и читают лекции сотрудники институтов УрО РАН. Среди них ученые с мировым именем: академики РАН В. И. Бердышев, Н. В. Большаков, Н. В. Мушников, В. В. Устинов, член-корреспонденты РАН Н. Ю. Лукоянов, А. А. Махнев, Н. М. Зубарев, Б. Г. Юшков. В институте более 10 % научно-педагогических работников — граждане иностранных государств. Международный академический совет института возглавляет директор лаборатории наук о климате и окружающей среде Института Пьера Симона Лапласа (Франция) Жён Жузель. Регулярно проводятся лекции всемирно известных ученых, в том числе и зарубежных специалистов. Подготовлены три программы на английском для зарубежных студентов: по биологии — о мониторинге и сохранении биоразнообразия в индустриальных регионах, по астрофизике и программа «Химия, физика и механика материалов».
— Кстати, о программах. Вы уже затрагивали эту тему, говоря о направлениях обучения. Это только бакалавриат или есть еще магистратура?
— В институте естественных наук и математики открыто 17 магистерских программ подготовки по направлениям: биология, геодезия и дистанционное зондирование, инноватика, математика и компьютерные науки, информационные системы и технологии, математика, математика и компьютерные науки, механика и математическое моделирование, нанотехнологии и микросистемная техника, стандартизация и метрология, механика, физика, фундаментальная информатика и информационные технологии, химия, химия, физика и механика материалов, экология и природопользование. Отвечая на запросы работодателей, в этом году мы начинаем подготовку чрезвычайно востребованных на рынке труда специалистов и открываем набор на новые магистерские программы по биологии — «Фундаментальная и прикладная биология и биотехнология» и «Биомедицина и доклинические исследования лекарственных средств».
Обучение в магистратуре только очное. В институте осуществляется сетевая магистратура по биологии. Ее принцип — взаимный обмен студентами с российскими вузами. Причем срок обучения в вузе-партнере определяют сами студенты — в зависимости от количества модулей обучения, которые они желают пройти в дружественном университете. Опыт работы сетевой магистратуры мы имеем с Сибирским федеральным университетом, заключены договоры с Северо-Арктическим, Южным и Крымским федеральными университетами. Совместно с Новым экономическим университетом (Казахстан) мы осуществляем магистерскую программу двух дипломов по направлению «Экология и природопользование».
— А с аспирантурой как обстоят дела?
— В институте реализуется 23 аспирантские программы по 6 направлениям подготовки — и для физиков, и для химиков, и для биологов, и для математиков. Аспиранты проводят научные исследования под руководством ведущих ученых института, имеют возможность реализовывать свои научные идеи совместно с зарубежными коллегами из исследовательских центров мира. Например, для аспирантов-физиков в нашем институте действует программа двойных дипломов. Сотрудничаем мы в этой сфере с Университетом Поля Верлена — Мец и Университетом Ниццы — Софии Антиполис во Франции. Наши аспиранты, защищая кандидатскую здесь, в УрФУ, в присутствии в том числе и французских специалистов получают одновременно и степень PhD.
— Впечатляет! А можете рассказать о партнерах института — есть ли возможность у студентов проходить у них практику?
— Да! Студенты института естественных наук и математики проходят практики на площадках наших партнеров, многие руководители выпускных квалификационных работ студентов — тоже сотрудники партнерских учреждений. Нашими партнерами, прежде всего, являются академические институты и исследовательские центры Екатеринбурга, Москвы и других городов России, отраслевые институты, предприятия с наукоемким производством Екатеринбурга, области и региона, крупные компьютерные фирмы. В качестве примера академического партнера приведу институт математики и механики имени Н. Н. Красовского УрО РАН. Кроме того, есть партнеры и за рубежом. Мы выиграли грант по программе Erasmus+ по подготовке аспирантов и молодых ученых со степенью PhD. Эта программа — консорциум. В нее входят пять университетов — Финляндии, Германии, Дании, Чехии. Россия в этой программе представлена Уральским федеральным университетом, а в университете — нашим институтом.
Совместно с партнером вуза — СКБ-контур — разработана новая образовательная программа «Разработка программных продуктов» в рамках направления 02.03.02 «Фундаментальная информатика и информационные технологии».
— Если учебная жизнь у ребят такая насыщенная, есть ли какие-то инструменты для повышения мотивации?
— В институте естественных наук и математики так же, как и во всем университете, работает система поощрения за успешную учебу и активную научную деятельность. За публикационную активность совместно с научным руководителем, участие в конференциях и зимних школах студент получает денежное вознаграждение — это характерная особенность нашего института. Уже второкурсники, понимая плюсы от научной активности, пытаются найти свой путь. И многие получают хорошую материальную поддержку. Ежегодно двум студентам-химикам присуждается специальная стипендия имени профессора В. П. Кочергина (декана химического факультета УрГУ 1968-1987 гг.), учрежденная его дочерью, также выпускницей химфака. Еще одну именную стипендию учредил выпускник 1976 года физического факультета в то время еще Уральского государственного университета Александр Иванович Луканин для поддержки и поощрения наиболее успешных и целеустремленных студентов первого курса департамента фундаментальной и прикладной физики, обучающихся на направлении «Физика», «Геодезия» и специальности «Астрономия». Для того чтобы иметь шанс получать стипендию, студент должен сдать экзамены зимней и летней сессии на «отлично» и иметь высокие баллы ЕГЭ по физике и математике. Кроме того, студенты получают стипендии от наших крупнейших заказчиков: СКБ Контур, Альфа-банк, фонда Потанина и др.
Сделать свою студенческую жизнь ярче
— Немаловажная часть учебы — написание научных работ. Скажите, как ребята выбирают себе научных руководителей и какими сферами больше всего интересуются?
— На втором курсе мы знакомим ребят с научными направлениями кафедр, департаментов и научных подразделений, они выбирают себе руководителя исходя из личных предпочтений как человеческих, так и прагматических. Зачастую в выборе им помогают старшекурсники. Каждая научная работа студента индивидуальна. Такой прием, как «напишу за вас диплом или курсовую» у нас в институте невозможен — каждая выпускная работа обязательно представляет собой часть исследования научной группы.
Заметная доля абитуриентов сейчас выбирает направления подготовки с прикладным уклоном. Таким требованиям в институте естественных наук и математики, пожалуй, лучше всего отвечают медицинские и инженерные и образовательные программы. В этом учебному году мы произвели первый набор китайских абитуриентов на направление «Геодезия и дистанционное зондирование» в Уральский институт, открытый в 2018 году в Северо-Китайском университете водных ресурсов и гидроэнергетики.
Большим спросом среди студентов пользуются направление «Экология», а в рамках направления «Химия» — деятельность, связанная с химией окружающей среды, химической экспертизой и экологической безопасностью.
— А в целом с наукой в институте как обстоят дела? Где могут проводить эксперименты ребята?
— Наукой у нас заниматься может любой студент, и включиться в такую деятельность несложно. В некоторых лабораториях для работы на оборудовании необходим допуск, кое-где на нем может работать исключительно оператор в силу высокой сложности работ и стоимости комплектующих и расходных материалов. Но это не умаляет научного вклада студента, получающего с этого оборудования данные: постановка проблемы, подбор научных задач и обработка материала ложится на его плечи.
В институте работают несколько лабораторий под началом и в сотрудничестве с иностранными учеными. В лаборатории магнитной сенсорики под руководством профессора М. Базкеза (Испания) созданы условия для исследований в области разработки новых наноструктурных магнитных материалов. В лаборатории физики климата и окружающей среды под руководством профессора Жёна Жузеля (Франция) осуществляется количественное прогнозирование режима осадков и динамики таяния вечной мерзлоты на территории Западной Сибири в будущем. В другой лаборатории в сотрудничестве с приглашенным ученым С. Шабалой, профессором университета Тасмании (Австралия), ведутся исследования в области мембранного транспорта и биологии стресса. Нашими химиками в сотрудничестве с Бернардом Раво (Франция) открыта и успешно работает лаборатория «Химический дизайн новых многофункциональных оксидных материалов». Создан центр фундаментальной биотехнологии и биоинженерии под научным руководством известного в этой области ученого с мировым именем Казимира Стражалка. Помимо десятков научных сотрудников и преподавателей, посещающих ежегодно ведущие зарубежные научные центры, такую возможность имеют и студенты.
— Количество лабораторий, конечно, впечатляет. А как студенты задействованы в их работе? Как оцените их вклад в научные достижения ИЕНиМ?
— Он, бесспорно, существенен. Так, в 2018 году студентами в соавторстве с сотрудниками института естественных наук и математики опубликовано 940 научных работ, в том числе статьи в международных высокорейтинговых научных журналах. Результаты научных исследований, полученные вместе со студентами, докладывались более чем на 100 конференциях разного уровня: от региональных до международных. Более 30 студентов ИЕНиМ являются исполнителями научных проектов и грантов, финансируемых Российским фондом фундаментальных исследований, Российским научным фондом, Министерством науки и высшего образования РФ.
Как бы громко ни звучали направления деятельности лабораторий, абитуриент должен понимать, что для достижения уровня, на котором открывается возможность работы в подобных структурах, нужно постичь главное в институте естественных наук и математики — это образовательный процесс.
— Хорошо, а время на внеучебную жизнь в таком ритме у ребят остается?
— Внеучебная жизнь в институте бьет ключом. У нас много собственных праздников. К примеру, День пафоса у математиков. Это единственный день в году, когда студенты приходят в университет в вечерних платьях и костюмах. И преподаватели должны им соответствовать. Дата праздника варьируется, обычно бывает весной. Отмечаем день первокурсника. Проводим День математика и механика, День химика, День биолога, а также День физика и астронома. К примеру, День математика и механика включает в себя много мероприятий, здесь и День бардака, когда факультет отдается в распоряжение студентов, традиционный чемпионат по настольному теннису, разные интеллектуальные игры и венчает праздник традиционный концерт, подготовленный самими студентами. Популярными стали «Пятничные посиделки» биологов и вечер биофаковской песни. Ребята занимаются спортом. Традиционно наши студенты сильны в армрестлинге. В этом году биолог Эльдар Бубенко стал чемпионом Европы. Но все же главное — учиться!
Реализовать себя в жизни на 100 %
— Кого из именитых выпускников института вы можете отметить? На кого равняться нынешним студентам?
— Наши выпускники достигли высоких позиций. Из известных выпускников это основатель и генеральный директор компании Targem Games Стас Скорб; Юрий Сергеевич Осипов, который 20 лет возглавлял Российскую академию наук; академики РАН В. И. Бердышев, В. Н. Большаков, Н. В. Мушников и В. В. Устинов; профессор Университета Радбауда, рыцарь ордена нидерландского льва, лауреат премии Спинозы М. И. Кацнельсон. Много и молодых успешных людей. Мы сейчас стремимся о них больше говорить, чтобы абитуриенты знали, что могут не только ставить перед собой высокие цели, но и достигать их, получая образование в нашем институте.
Никита Шамгунов — основатель memSQL, работает в Кремниевой долине. Он является учредителем личной стипендии для педагогов лицея УрФУ, ученики которых показывают высокие результаты на международных и всероссийских олимпиадах. Вспоминаю Александра Кошелева, который совсем недавно получил университетский диплом физика. Александру немногим более тридцати лет, он заместитель директора по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам Уральского оптико-механического завода.
Мы хотим показать, что, обучаясь в ИЕНиМ, успешным становишься не в 50–60 лет, а гораздо раньше. Если вспоминать о совсем недавних успехах выпускников на научном поприще, то на ум приходят сразу трое. Илья Окулов (Институт проблем материаловедения Дрезденского технического университета, Дрезден) и Марина Сарманова (Институт модификации поверхности им. Лейбница, Лейпциг) работают в Германии. Летом 2015 года у них в соавторстве с еще одним нашим выпускником, а теперь и сотрудником отдела оптоэлектроники и полупроводниковой техники ИЕНиМ Иваном Солдатовым вышла статья в журнале Nature Communications. Иван Солдатов в январе 2016 года стал доктором естественных наук, защитив диссертацию в Германии. За всю историю института уехали работать в науке за рубеж почти две сотни человек.
— Почему учиться в УрФУ — престижно?
— В институте естественных наук и математики дают не специальность, а образование. Очевидно, что стране и миру нужно очень много образованных людей. Поэтому наши выпускники, как правило, очень успешны в карьерном росте.
Хотелось бы еще добавить, что престиж, признание университета формируется командой — хорошим коллективом и хорошей компанией студентов. Это то, что видно со стороны — на днях открытых дверей, лекториях, различных школах для абитуриентов. Когда студент просто попадает внутрь здания, он убеждается, что аудитории и лаборатории походят на те, что он видел по телевизору в европейских университетах, а часто даже лучше. С ним общаются не просто на понятном языке, но и как с равным, особенно — на старших курсах, когда есть о чем профессионально разговаривать. С точки зрения работодателя, престиж университета в его истории: здесь учились многие, кто работает качественно и с хорошей отдачей. И все это, на мой взгляд, есть в нашем университете и в институте естественных наук и математики. Учиться у нас трудно и поэтому престижно. Если студент заканчивает наш институт, он молодец, он научился главному — учиться, он умный, и тем он ценен для работодателя и тем поднимает наш престиж еще выше.