- Иоанно-Богословский собор, заказать требу
- Заказать молитву в Иоанно-Богословском соборе
- СТАРЫЙ СОБОР
- Иоанно-Богословский соборный храм города Саранска
- Контакты
- СТАРЫЙ СОБОР
- Иоанно-Богословский соборный храм города Саранска
- Главная страница
- СТАРЫЙ СОБОР
- Иоанно-Богословский соборный храм города Саранска
- История храма
Иоанно-Богословский собор, заказать требу
Заказать молитву в Иоанно-Богословском соборе
В каждом городе мира есть места особой духовной наполненности, где хоть раз в своей жизни побывал каждый житель. В Саранске таким местом является Иоанно-Богословский собор, который еще двадцать лет назад называли просто «церковь», и все прекрасно понимали – о каком месте идет речь, поскольку других действующих храмов в Саранске в то время просто не было. Таким образом, каждый горожанин старше 30 лет, считающий себя православным, может с уверенностью сказать, что крестили его именно здесь. Для тех же, кто далек от Православной веры и Церкви, Иоанно-Богословский собор замечателен прежде всего тем, что это не просто старейший храм города Саранска и всей Мордовии, но и вообще – самое древнее сохранившееся каменное здание на территории республики, признанное памятником архитектуры федерального значения.
Как свидетельствуют историки, первый храм, освященный в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова, был построен на этом месте в 1600 году. В то время даже крепости, ставшей впоследствии городом Саранском, еще не существовало (дата основания г. Саранска – 1641 год). Храм был построен на территории села Ивановского, которая позже стала окраиной, а в наше время – практически самым центром города Саранска. Конечно, тогда это был еще не этот красивый каменный храм, который мы видим сегодня, а всего лишь небольшая деревянная церковь.
Народ в молодом Саранске и его окрестностях селился мастеровитый, для которого поставить деревянную церковь труда не составляло. Другое дело – возведение капитального каменного храма: при его возведении зодчие обязательно должны были знать все расчеты, чтобы соблюсти необходимые пропорции и, главное, чтобы выведенный по кружалу свод не рухнул на головы прихожан. Поэтому строили новый каменный Иоанно-Богословский собор мастера, привезенные из Москвы. И делали они это по последней моде того времени – в стиле «нарышкинского» барокко.
В облике Иоанно-Богословского собора гармонично сочетаются как русские храмовые традиции, так и принесенные в Россию элементы западной архитектуры, которые, например, просматриваются в рисунке колокольни, увенчанной самым первым в Саранске шпилем. Объясняется это просто: сам храм – квадратное в плане строение, увенчанное пятью небольшими главами с крестами – был окончательно построен и освящен в 1693 году. Примыкающие же к главному зданию зимнюю часть (ее еще называют трапезной) и колокольню пристроили уже в 1711 году, когда всё старались строить «как в Петербурге». Поэтому именно таков облик колокольни храма – со шпилем, похожим на тот, что венчает Петропавловскую крепость и многие другие здания Петербурга.
Изначально храм являлся пятиглавым. Пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов. Купола имеют выпуклую форму, плавно заостряющуюся к вершине, похожую на луковицу. «Луковичная» форма купола выбрана не случайно. Она напоминает заостряющееся кверху пламя, горящую свечу, которую зажигают верующие во время обращенной к Богу молитвы. Такая форма купола символизирует духовный подъём и стремление к совершенству.
В ХIХ веке Иоанно-Богословский собор чудом пережил три больших пожара – в 1817, 1852 и 1869 годах – когда огонь каждый раз уничтожал полгорода (в котором в то время было всего несколько строений из кирпича), и сейчас этот храм можно назвать островком давно минувшей эпохи дореформенной Руси.
В ХХ веке храм трижды пытались закрыть: в начале 30-х годов, в 1938 и в 1944 годах. Но, по настоятельным просьбам верующих, его каждый раз вновь открывали. В 1960 году храм получил статус памятника архитектуры XVII века федерального значения и с тех пор находится под охраной государства как объект культурного наследия.
Храм имеет три престола: главный освящен в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова, правый – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, левый – в честь святителя Николая Чудотворца. В XX веке, в период гонений на Русскую Православную Церковь, многие верующие сохраняли у себя дома иконы из закрытых и разрушенных церквей. Впоследствии многие из этих икон были переданы в Иоанно-Богословский собор, остававшийся в то время единственной открытой церковью города Саранска. Благодаря этому храм стал хранилищем поистине бесценных духовных сокровищ мордовской земли.
Самый почитаемый в Иоанно-Богословском соборе (да, без преувеличения, и во всем Саранске) образ – список с чудотворной иконы Владимирской Божией Матери, датируемый XVI веком. Эта икона была принесена в Саранск, когда город только начинал строиться, и помещена в самой первой Иоанно-Богословской церкви, еще деревянной, на месте которой в конце XVII века был возведен нынешний Иоанно-Богословский собор. Из поколения в поколение передаются рассказы о многих исцелениях, происходивших по молитвам перед этим чудотворным образом.
В 1991 году, с образованием Саранской и Мордовской епархии, Иоанно-Богословский собор стал основной кафедрой правящего архиерея епархии и являлся кафедральным собором вплоть до 2006 года, когда был построен и освящен новый Кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова. В этот период школу священнослужения в нашем храме проходили все священники и диаконы Саранской епархии.
Но и перестав быть кафедральным, Иоанно-Богословский собор не утратил своего духовного значения для жителей города Саранска и всей Республики Мордовия. Так как именно в этом храме в XX веке проходила духовная жизнь практически всех жителей города и близлежащих к нему районов: здесь они крестили, венчали и отпевали своих родных и близких, здесь отмечали Пасху и Рождество, здесь делали первые шаги навстречу к Богу. И поныне храм остается духовным сердцем города, и сюда приходят помолиться и приложиться к святыням верующие со всех районов Саранска.
Каждый заказ для нас очень важен и мы прикладываем максимальные усилия для того, чтобы выполнить ваши заказы в максимальном качестве! Вы можете самостоятельно выбрать храм в котором вы собираетесь заказать требу! Мы со своей стороны приложим все усилия для того, чтобы ваша треба была выполнена. Если же по какой-либо причине, во время организации требы в выбранном вами храме возникнут сложности (долгий ответ храма, высокая занятость священнослужителей, не желание храма принимать заказы от онлайн-пользователей, невозможность связаться с храмом и др.), мы переведём заказ в другой храм, который своевременно выполнит вашу требу без задержек. Напоминаем вам, что делая заказ на нашем сайте вы принимаете условия, нашего соглашения. Храни вас Бог!
Дорогие братья и сестры!
По этой ссылке https://forms.gle/tg1VkbFTgmf1Q7zB7 Вы можете подать записки о здравии Вас и Ваших близких, а также о упокоении усопших. Также Вы можете попросить поставить за Вас и за Ваших близких свечи за здравие и за упокоение, что с радостью сделают для Вас наши священнослужители, пожертвовать для богослужения масло лампадное, ладан, уголь и вино на Божественную Литургию. Они будут переданы для молитвы в Иоанно-Богословский собор г. Саранска.
В записках просим Вас указывать имена, данные при Крещении. Также просим оставить адрес Вашей электронную почты, чтобы мы могли отправить Вам подтверждение о получении записки.
Также прилагаем перечень треб, которые Вы можете заказать дистанционно, и суммы рекомендуемых пожертвований. Ни одна Ваша просьба о совершении богослужения не останется без внимания. А все Ваши пожертвования пойдут на неотложные нужды и социальную деятельность храма, чтобы в это сложное время храм мог продолжить свое служение во благо людей.
Друзья! Не в силе Бог, а в правде!
В этом году Святая Православная Церковь торжественно празднует 800-летие со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского.
Князь Александр Ярославович родился в 1220 (по другой версии — в 1221) году и скончался в 1263 году. В разные годы жизни князь Александр имел титулы князя Новгородского, Киевского, а впоследствии — великого князя Владимирского.
Показать полностью.
Молодому князю было всего 22 года, когда он уже выиграл свои главные битвы, но прославился он не только этим. Александр Невский остановил вторжение шведов и немцев, добился частичной независимости Руси от Орды. Ни восток, ни запад так и не «съели» Русь до конца, в итоге, через два с небольшим столетия, она вновь обрела независимость.
Но Александр Невский, как и другие древнерусские благоверные князья, — не только государственник и политик в нынешнем смысле слова. Его образ выражает, прежде всего, другой идеал: не государственно-политический, но христианский — идеал любви к Отечеству, к людям, к родной земле.
#Александр_Невский канонизирован как благоверный князь. К этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу.
Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не идеальный безгрешный человек. Однако, в первую очередь, он — правитель, руководствовавшийся в своей жизни высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти или корыстью.
Сегодня, 12 сентября, #Святая_Церковь молитвенно воспоминает перенесение мощей благоверного великого князя Александра Невского.
#Нетленные_мощи благоверного князя были открыты перед Куликовской битвой — в 1380 году, и тогда же было установлено местное празднование. Общецерковное прославление святого совершилось при митрополите Макарии на Московском соборе 1547 года.
30 августа 1721 года Петр I, после продолжительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую столицу, Петербург. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября того же года и оставались там до 1724 года, когда 30 августа были установлены в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, где почивают и поныне.
Величаем тя, святый благоверный великий княже Александре, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего!
Друзья!
11 сентября Церковь празднует память святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, которая связана с его мученической кончиной.
По церковному уставу в этот день – праздник и, одновременно, строгий пост.
Показать полностью.
Церковь мученическую кончину любого святого отмечает торжественно. Именно день кончины святого, а не день его рождения церковная традиция почитает как праздник, так как в этот день святой переходит к Богу, в жизнь вечную, в свое новое рождение.
То же самое относится и к святому Иоанну Предтече. Святой пророк еще Самим Христом был назван наибольшим из рожденных женами. Именно поэтому те события, которые связаны с его жизнью, Церковь всегда отмечает особым образом. Причем в отношении Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна мы празднуем и день его кончины – усекновение главы, и день его рождения.
Что же касается строгого поста, который в этот день положен по церковному уставу, объяснение этого таково:
Мы знаем, что в церковной традиции установилось, что в день памяти святых поста, как правило, нет, а, наоборот, допускаются послабления в пище. Однако, в случае со святым Иоанном Предтечей надо вспомнить историю этого события. Усекновение главы святого пророка произошло на пиру, который устроил царь Ирод по поводу своего дня рождения. Вполне естественно, что все участники этого пира много ели и пили много вина. Это стало причиной того расслабления и помутнения опьяненного ума, в котором Ирод и пообещал дочери царицы Иродиады – Саломее за ее танец выполнить любое ее желание. Саломея же, по научению своей матери, попросила голову святого Иоанна Предтечи, который в тот момент находился в царской темнице. Полагая, что не может отказаться от своего царского слова, царь Ирод выполнил ее желание. Потому и следует рассматривать строгий пост в этот день как память о том, что мученическая кончина святого пророка произошла на хмельном пиру. В этот день Церковь предлагает верующим именно постом, то есть ограничением в пище и отказом от винопития, почтить память этого великого святого.
Но и в иные дни церковного календаря, дорогие друзья, следует помнить о необходимости бдения и трезвения. Ибо только трезвый ум позволяет нам здраво смотреть на себя, на окружающий нас мир, и принимать верные решения.
Друзья!
Для алкоголя не существует безвредных доз, как и для морфия, героина и других наркотиков, назначаемых только врачами в очень малых дозах и на короткий срок. Иначе как от алкоголя, так и от любого иного наркотика возникает наркотическая зависимость, человек становится наркоманом и не может жить без него, обрекая себя на гибель.
Показать полностью.
Датские ученые установили, что при так называемом «умеренном» потреблении алкоголя, уже через 4 года у пьющих обнаруживается сморщенный мозг в 85% случаев («Наука и жизнь», N 10, 1985 г.).
Нет такого органа в человеческом организме, который бы не разрушался от любых доз алкоголя. Но больше всего страдает мозг.
Вот как патологоанатом описывает мозг «весельчака» и «балагура», который по мнению друзей пил «умеренно» и «культурно»: «Изменения в лобных долях мозга видны даже без микроскопа, извилины сглажены, атрофированы, множество мелких кровоизлияний. Под микроскопом видны пустоты, заполненные серозной жидкостью. Кора мозга напоминает землю, после того, как на нее сбросили бомбы — вся в воронках. Здесь каждая выпивка оставила свой след» (Рязанцев В.В., Киев, 1987 г.).
Разговор об «умеренных» дозах и «культурном» винопитии — это ловушка для простаков. Все пьющие и алкоголики начинали с «умеренных» доз и «культурно» пили, а кончали в психиатрических больницах или на кладбище лет на 20 раньше положенного срока.
Не говоря уже о пагубном воздействии алкоголя, как и любых иных наркотиков, на душу человека. Алкоголь не только затмевает разум, но и делает душу грубой, бесчувственной — как к боли и страданиям других людей, так и к своим собственным грехам.
Какой бы мы вопрос, касающийся действия алкоголя на тело и душу человека не задали его производителям и рапространителям — везде услышим наглую ложь, направленную на обман в пользу алкоголя.
Друзья, будьте бдительны! Трезвость — вот истинная норма жизни!
Друзья!
В христианстве понятие «любовь» означает способность жертвовать ради других всем, даже собственной жизнью.
Без смирения вообще нет любви, ибо желание расстаться с эгоизмом возникает только там, где человек сознает несоответствие высоты своего жизненного призвания и нынешнего духовного состояния. Здесь, в покаянии, и возникает смирение.
Друзья! Сегодня 8 сентября Церковь празднует день памяти мучеников Адриана и Натальи. Именинниц с именем Наталья в этот день так много, что он даже получил народное название «Натальин день».
По своему происхождению имя Наталья позднелатинское. Оно является частью словосочетания «Рождество Господне» — «Natalis Domini». Само прилагательное «natalis» принято переводить как «рождественский» или «относящийся к рождению».
Показать полностью. Кстати, в Италии Рождество так и называют Natale. Это имя весьма популярно в Европе, впрочем, звучание его несколько отличается. Так у англичан, немцев и французов — это Натали. А уменьшительные формы имени звучат как Нэтти, Ната и Нана. А вот у испанцев, португальцев, итальянцев, венгров, румын и греков так и сохранилось знакомое нам Наталия. Именно такая церковная форма имени была популярна и в России вплоть до Октябрьской революции.
Святые мученики Адриан и Наталья почитаются всеми ветвями христианской церкви. Русская Православная Церковь вспоминает их 8 сентября и почитает как покровителей счастливого брака. Не исключено, что Лев Толстой использовал в своем романе имя Наталья, вспомнив именно этих святых мучеников. Во всяком случае, Наташа Ростова, несмотря на жизненные перипетии и переживания, показана писателем как заботливая жена и мать.
Святые Адриан и Наталья были мужем и женой. Их время жизни пришлось на правление императора Максимиана Галерия (305–311 годы). Адриан был молод. Он служил чиновником, возглавлял судебную палату. Именно Адриану пришлось переписывать имена двадцати трех христиан, которые были схвачены по доносу во время начавшихся гонений. Адриан был потрясен стойкостью христиан, отказывавшихся поклоняться идолам, их терпению и смирению перед пытками. Поэтому он не удержался и спросил: «Какой же вы ждете награды от своего Бога за эти чудовищные мучения?» «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его», — услышал он в ответ. Еще многое услышал Адриан, потому что мученики начали проповедовать.
Вера и взгляды этих людей оказались ему гораздо ближе, чем всё то, что он видел и слышал при дворе. Поручение императора Адриан исполнил: он составил протоколы допросов, но к именам обвиняемых добавил еще одно. Свое собственное, Адриан объявил, что с радостью готов пострадать за Христа и потребовал, чтобы его вписали в списки христиан. Немедленно он был закован в цепи и отправлен императором в темницу.
Казалось бы, молодая жена, узнав о таком поступке мужа, должна была броситься спасать его, вызволять из оков, требовать одуматься. Но Наталья приняла весть с радостью. Оказывается, она была тайной христианской и страдала, что муж ее ослеплен язычеством. Придя к нему в тюрьму, она не только заботилась о других христианах, обрабатывала их раны, кормила и поила, но и молила мужа быть твердым: «Все тлен и прах. Не жалей ничего земного: ни красоты, ни богатства, ни молодости, потому что это все пройдет. Богу угодны вера и добрые дела. И блажен ты, что уверовал во Христа». Когда Адриана отпустили на время домой, чтобы сообщить о дне казни, Наталья испугалась. Она решила, что он не сумел сохранить твердость духа, струсил, и потому даже не хотела его пускать домой. Но узнав о причине, только радовалась.
Благочестивая Наталия после мученической кончины своего мужа хранила как великую святыню часть его святых мощей — его руку.
Наталья была очень знатна и богата, но она достойно сохраняла супружескую верность и после страданий супруга, когда ее пытались сосватать. Наталья бежала в Византию, в город Аргирополь. Именно туда благочестивый Евсевий тайно перевез тела мучеников, в том числе Адриана. Достигнув Аргирополя, Наталья пришла в храм с телами мучеников и соединила руку Адриана с его телом. На следующий день бескровная мученица предала Богу душу и была удостоена мученического венца.
Церковь почитает святую Наталию вместе с ее супругом как мученицу, которая, сострадая ему, явила мужество веры “по чувству и по трудам”. Святая Наталия “окончила свой мученический подвиг, хотя и без пролития крови”.
СТАРЫЙ СОБОР
Иоанно-Богословский соборный храм города Саранска
Саранская и Мордовская епархия.
Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Контакты
Адрес: Россия, Республика Мордовия, Саранск, Демократическая улица, 28
Телефон настоятеля Прихода протоиерея Алексия Селезнева: +7 960-334-40-24
Телефон помощницы настоятеля Курсанова Юлия Викторовна: +7 964-851-16-58
РЕКВИЗИТЫ ИОАННО-БОГОСЛОВСКОГО СОБОРА Г. САРАНСКА
для перечисления пожертвований:
Наименование: Местная религиозная организация православный Приход Иоанно-Богословского кафедрального собора г. Саранска Саранской и Мордовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).
Краткое наименование: Местная религиозная организация православный Приход Иоанно-Богословского кафедрального собора г. Саранска Саранской и Мордовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).
Адрес: 430000, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Демократическая, 28.
Платежные реквизиты: ОГРН 1021300006078;
ИНН/КПП 1326137556/132601001;
р/счет 40703810939000000594 в Мордовском отделении
№8589 ПАО СБЕРБАНК г. Саранска;
к/с 30101810100000000615;
БИК 048952615.
Назначение платежа: Пожертвование (либо благотворительная помощь) на уставную деятельность Прихода.
По всем вопросам, связанным с оказанием возможной помощи для проведения ремонтных работ нашего храма, обращаться к настоятелю Прихода протоиерею Алексею Селезневу.
СТАРЫЙ СОБОР
Иоанно-Богословский соборный храм города Саранска
Саранская и Мордовская епархия.
Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Главная страница
Дорогие друзья!
Мы рады приветствовать вас на сайте Иоанно-Богословского собора г. Саранска!
С сердечной радостью сообщаем вам о том, что несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку, милостию Божией в нашем храме продолжаются ежедневные богослужения и совершение треб. Иоанно-Богословский приход продолжает вести активную духовно-просветительскую и социальную деятельность. Для всех желающих открыты двери Воскресной школы для детей, наш Молодежный клуб, наш Катехизаторский лекторий для взрослых слушателей, а также наша Православная библиотека. Ведь несмотря на всю свою историчность и монументальность, Иоанно-Богословский собор — это прежде всего храм, живущий активной современной жизнью. Храм, главной ценностью которого являетесь вы — наши дорогие прихожане.
А для тех, кто впервые знакомится с нашим храмом — небольшой экскурс в историю:
Иоанно-Богословский храм, именуемый в народе «старым собором», был построен и освящен в XVII веке. Он пережил вместе с Саранском радости и невзгоды, трудные и светлые времена. Сюда приходили возносить молитвы служивые люди, охранявшие в Саранской крепости юго-восточные рубежи российского государства. В XX веке «старый собор» стал главной и единственной духовной опорой для жителей нашего города и множества сел вокруг, когда в долгие годы гонений на Церковь в радиусе пятидесяти километров не было других действующих храмов. В этом же храме с момента образования самостоятельной Саранской епархии и до освящения нового кафедрального собора находилась кафедра правящего архиерея.
Сегодня Иоанно-Богословский собор — древнейший храм Республики Мордовия. Светские люди отмечают, что это еще и самое старое сохранившееся каменное здание в нашем регионе, объект культурного наследия народов Российской Федерации. Для нас, верующих, «старый собор» — уникальная православная жемчужина мордовской земли, намоленная тысячами наших благочестивых предков. Символ духовной памяти и духовной связи поколений.
Вот и сейчас Иоанно-Богословский собор остается духовным сердцем Мордовии. И рад встрече с каждым из вас!
СТАРЫЙ СОБОР
Иоанно-Богословский соборный храм города Саранска
Саранская и Мордовская епархия.
Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
История храма
Иоанно-Богословская церковь является архитектурным памятником федерального значения. Первоначально здание церкви в Стрелецкой слободе было деревянным. Предположительно, церковь Иоанна Богослова существовала с 1600 года, ещё до того, как был основан город. На сегодняшний день церковь является старейшим сохранившимся зданием на территории Республики Мордовии.
Каменный храм построен ориентировочно в 1693 году на дальней западной окраине города, в стиле «нарышкинского барокко». Старейшее сохранившееся здание города Саранска и Мордовии в целом. В 1711 году к основному зданию храма были пристроены трапезная и колокольня. В последующие десятилетия он был дополнен двумя приделами. До настоящего времени здание, к счастью, не претерпело заметных изменений архитектурного облика. В записках священника-краеведа Алексия Масловского об этой церкви сообщается, что в 1873 году при снятии с престола покрова в престольной доске найден антиминс из толстого холста, отмеченного датой 1600 года, без патриаршей подписи, но с указанием наименования храма – Иоанно-Богословский. Кроме того, одна из храмовых икон – образ Благовещения Пресвятой Богородице – был датирован тем же 1600 годом. Из этого следует вывод, что стоявшая неподалеку от этого места более древняя деревянная церковь, в 1824 разобранная и перевезенная в село Маколово, была построенная первопоселенцами в первые годы существования Саранской крепости, и имела то же наименование, что и настоящий храм. Исследователь истории Саранска профессор И.Д. Воронин выдвинул версию, согласно которой на этом месте еще со времен царя Иоанна Грозного в лесу существовало русское поселение, которое называлось Ивановым или Богословским, жители которого и построили самую первую церковь во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
До революции при Иоанно-Богословской церкви имелось 113 десятин пашенной и лесной земли. Богослужения вел один штат церковно- и священнослужителей. Рядом с храмом в собственном доме на улице, в честь храма именовавшейся 1-й Богословской, жил протоиерей Димитрий Иоаннович Охотин.
Храм был закрыт для богослужения в начале 30-х годов XX века. Через несколько лет, по настоятельным просьбам верующих, его вновь открыли, но опять закрыли в феврале 1938 года из-за того что, якобы, «церковь пришла в ветхое состояние, что грозит обвалом». В 1946 году церковь была опять открыта (благодаря письму прихожан в адрес союзного правительства) отреставрирована и заново расписана. К этому времени она стала соборной, поскольку оставалась единственной действующей в Саранске.
С момента образования самостоятельной Саранской и Мордовской епархии (1991 г.) и до освящения нового Кафедрального собора (2006 г.) Иоанно-Богословский собор был кафедрой правящего архиерея епархии.
В 2002 году на территории прихода построено 2-хэтажное здание духовно-просветительского центра, на первом этаже которого находится крестильная церковь, освященная в честь Богоявления Господня 20 января 2003 года.
Главный престол храма освящен во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, правый престол – в честь Благовещения Пресвятой Богородице, левый – во имя святителя Николая Мирликийского чудотворца. В храме находится чтимый список с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, датируемый XVI веком.