- ИВВАИУ — потерянная ценность Приангарья. Что стало с престижным училищем?
- Иркутский военный авиационный инженерный институт
- Вы здесь
- Новости ogirk.ru
- Оглавление
- «Иркутский военный. » в новостях:
- Фотоальбом
- Иркутский военный авиационный инженерный институт: энциклопедическая справка
- После закрытия
- ИВВАИУ Иркутск
- Финансовая отчетность
- Учредители ИВВАИУ
- Связи
- Правопредшественники
- Правопреемники
- Лицензии
- Контракты
- ИВВАИУ — потерянная ценность Приангарья. Что стало с престижным училищем?
- Бывшее авиационное училище на Советской
- Ответить на комментарий
- Новости достопримечательности
ИВВАИУ — потерянная ценность Приангарья. Что стало с престижным училищем?
Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище (ИВВАИУ) в советское время называли «кузницей» авиационных кадров для Вооруженных сил нашего Отечества. ИВВАИУ было основано 1 мая 1931 года. За время существования учреждения там было подготовлено свыше 60 тысяч авиационных специалистов. Среди выпускников — 14 Героев Советского Союза и Российской Федерации, 16 генералов, десятки докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов, руководители инженерно-авиационной службы ВВС, Дальней авиации.
За заслуги в подготовке офицерских кадров для Вооруженных Сил СССР и в связи с 30-летием Победы в Великой Отечественной войне 30 апреля 1975 года училище было награждено орденом Красной Звезды.
С 1975 года ИВВАИУ готовило специалистов для ВВС с высшим инженерным образованием. В 1996 училище вошло в состав СибВО.
В январе 2009 году учреждение прекратило свое существование как учебное заведение.
2 апреля 2009 года министр обороны РФ Анатолий Сердюков встретился с губернатором Иркутской области Игорем Есиповским. Тогда было принято решение о передислокации 24-й отдельной бригады специального назначения Главного разведывательного управления на территорию ИВВАИУ, с трудоустройством 90% служащих училища.
Однако спецназовцы в Иркутске долго не задержались и вновь передислоцировались, а училище попросту бросили без охраны.
В июне 2015 года 53 объекта имущественного комплекса ИВВАИУ перешли на баланс Иркутской области. Был разработан проект образовательного комплекса «Достояние Сибири», который должен включать в себя — кроме кадетского корпуса на 400 человек — центр дополнительного образования, техникум для подготовки рабочих и служащих для Вооруженных сил и гражданской авиации России.
6 июня 2015 года территорию бывшего ИВВАИУ осматривали помощник президента России Игорь Левитин, временно исполняющий обязанности губернатора Приангарья Сергей Ерощенко и главный инвестор проекта, глава «Ростеха» Сергей Чемезов.
Однако земля остается по сей день в ведении Вооруженных Сил России, и начать реконструкцию ИВВАТУ Правительство Иркутской области попросту не имеет права.
Все, что можно было, растащили мародеры. Заброшенные корпусы облюбовали лица без определенного места жительства. Они грелись там зимой, разжигали костры. В результате этого корпусы ИВВАИУ горели с пугающей регулярностью.
Последний пожар, разбушевавшийся в ночь с 1 на 2 января 2016 года, практически полностью уничтожил военные казармы.
Во время тушения пожара 2 января нам удалось взять комментарий у Николая Кустова, ветерана военной службы и ветерана ИВАТУ, члена общественной организации «Ветераны ИВВАИУ», председателя Оргкомитета по проведению патриотической акции «Память жива».
«Я в 1977 году закончил это военное училище, затем 27 лет отслужил в ВВС, в Дальней авиации, из них 17 лет на летной работе, всегда с теплотой вспоминаю годы учебы.
Больно на все это смотреть, как горит, уничтожается родное училище, которое было настоящей „кузницей“ авиационных кадров.
После приезда в Иркутск на территорию ИВВАИУ Сердюкова это военное училище в 2009 году фактически было ликвидировано, в новогодние каникулы курсантов и часть оборудования училища самолетами перевезли в город Воронеж и присоединили к Воронежскому военному авиационному институту, после чего многие гражданские высококвалифицированные специалисты иркутского военного училища тогда остались без работы.
На базе ИВВАИУ готовили десятилетиями кадры для Военно-воздушных сил, для Дальней авиации. За Уралом это было единственное подобное училище», — рассказал Николай Кустов.
16 января стало известно, что госкорпорация «Ростех» продолжит участвовать в реализации проекта по реконструкции ИВВАИУ.
Будет создан Фонд, в который войдут представители Правительства региона и «Ростеха». Проект по реконструкции корпусов в ближайшее время будет передан на экспертизу.
«Ростех» планирует направить на создание училища 1,5 млрд рублей в рамках частно-государственного партнерства. Предполагается, что в состав комплекса войдут кадетский корпус на 400 учащихся, а также филиал одного из действующих училищ профессионального образования по подготовке рабочих специальностей для российской армии или гражданской авиации.
На базе образовательного комплекса планируется сконцентрировать работу всех региональных патриотических движений, волонтеров и поисковых отрядов.
Что ж, остается надеяться, что планы Правительства будут успешно воплощены. Но пока, к сожалению, о существовании некогда престижного училища напоминают лишь разрушающиеся кирпичные стены.
Кирилл Шипицин, WEACOM.RU
Чтобы сообщить об ошибке в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Иркутский военный авиационный инженерный институт
Вы здесь
Новости ogirk.ru
Оглавление
«Иркутский военный. » в новостях:
Фотоальбом
Иркутский военный авиационный инженерный институт (ВШАТ, ИВАТУ, ИВШАМ, ИВВАИУ, ИВВАИИ) — военное учебное заведение (1931-2009), осуществлявшее подготовку инженеров и техников для Военно-воздушных сил СССР и Военно-воздушных сил Российской Федерации. Находилось в Иркутске.
Иркутский военный авиационный инженерный институт: энциклопедическая справка
Решение об организации в Иркутске первого на территории Сибири и Дальнего Востока военного учебного заведения для подготовки авиационных специалистов принято в 1929. С этого времени началась подготовка зданий бывшего кадетского корпуса и военного пехотного училища царской армии для размещения авиационно-технической школы. 1 мая 1931 приказом по ВВС РККА школа получила наименование – 4-я военная школа авиационных техников (ВШАТ). Начальником ее был комиссар И. И. Михайлов. Занятия начались в январе 1932, а в октябре состоялся выпуск 94 авиационных техников.
Становление школы проходило в трудных условиях. Не хватало преподавателей и учебных пособий, не было оборудованных для занятий учебных помещений, отсутствовало электричество. Поэтому личный состав школы учился и строил. Восстанавливались здания, оборудовался учебный аэродром, аудитории, мастерские, лаборатории, казармы. Приказом Народного комиссара обороны 13 мая 1938 ВШАТ была преобразована в Иркутское военное авиационное техническое училище (ИВАТУ). В 1940 училище сделало пять ускоренных внеочередных выпусков.
В годы Великой Отечественной войны весь учебный процесс был перестроен в соответствии с требованиями военного времени. Училище было преобразовано в Иркутскую военную школу авиационных механиков (ИВШАМ). Была введена сокращенная программа обучения, резко увеличивался набор курсантов, расширялся объем учебного времени. В 1941–1945 школа готовила авиационных механиков на бомбардировщики Ту-2, штурмовики Ил-2 и Ил-10, истребители Ла-5, Ла-7 и Як-3. Всю войну группы курсантов работали на оборонных предприятиях Иркутска: авиационном, патронном, заводе тяжелого машиностроения. 77 самолетов и 299 двигателей отремонтировали они за годы войны. По приказу командования в 1942 направляются на фронт два полнокровных подразделения курсантов под командованием командиров батальона майоров Г. А. Павлова и В. И. Самодая под Сталинград, а позднее участвовали в разгроме японской Квантунской армии. Преподаватели, инструкторы и курсанты отремонтировали для фронта 77 самолетов и 290 моторов. Выпускники училища в эти суровые годы проявили себя как подлинные патриоты Родины и хорошие специалисты своего дела. В. Г. Киселев – обслуживал самолет, на котором совершал свои подвиги трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин; А. А. Власевский – воевал в составе авиационного полка «Нормандия-Неман», обслуживая самолет будущего генерала ВВС Франции Пьера Пуйяда; В. Ф. Цветков – готовил к бою самолет И-16 Героя Советского Союза В. Талалихина, на котором был совершен первый в истории авиации ночной таран в небе Москвы с 6 на 7 августа 1941; С. И. Озеркова – закончила войну в Германии старшим инженером женского авиационного полка в звании полковника. 14 выпускников училища были удостоены звания Героя Советского Союза:
Подполковнику в отставке Виктору Петровичу Зубову в год 50-летия Победы за боевые заслуги в годы войны присвоено звание Героя Российской Федерации.
10 января 1949 школа авиамехаников вновь преобразуется в ИВАТУ. В мае 1949 состоялся первый послевоенный выпуск офицеров, младших техников-лейтенантов, прошедших ускоренный курс по подготовке специалистов на реактивную технику. В 1949–1975 училище представляло собой самое крупное в ВВС среднее авиационно-техническое учебное заведение. В 1953 срок обучения увеличился до трех лет. В начале 1950-х училище получило первые реактивные самолеты Су-9, Су-15, Ил-28 и Миг-15, позже – Ту-16.
В 1973 ИВАТУ преобразовано в Высшее военное авиационное инженерное училище (ИВВАИУ) с пятилетним сроком обучения. Первый набор произведен в 1975. Первоначально подготовка инженеров для ВВС проводилась на единственном факультете летательных аппаратов. За большие заслуги в подготовке офицерских кадров для вооруженных сил и в связи с 30-летием Победы в Великой Отечественной войне 30 апреля 1975 училище было награждено орденом Красной Звезды.
В 1975 был осуществлен первый набор курсантов на факультет пилотируемых летательных аппаратов, а в 1976 на факультет оборудования пилотируемых аппаратов. В 1976 сформирован факультет авиационного оборудования, в 1987 – авиационного радиоэлектронного оборудования, в 1992 – авиационного вооружения.
Наряду с подготовкой авиационных инженеров и техников на самолеты с начала войны в Афганистане в училище стали готовить инженеров для вертолетных частей.
В 1998 ИВВАИУ преобразовано в Иркутский военный авиационный инженерный институт (ИВВАИИ) – полнопрофильное военное авиационное учебное заведение. С 2005 – вновь становится инженерным училищем. В 2008 было принято решение о присоединении ИВВАИУ к Воронежскому военному авиационному университету. В 2009 ИВВАИУ прекратило свое существование, как учебное заведение.
Начальниками училища в разные годы были:
военинженер 2-го ранга Иван Иванович Михайлов (1931–1933);
комбриг Павел Григорьевич Фесенко (1933–1938);
военинженер 2-го ранга Константин Васильевич Иващенко (1938–1942);
генерал-майор Иван Михайлович Щелочилин (1942–1959);
генерал-майор Василий Макарович Грищенко (1959–1970);
генерал-майор Борис Иванович Рожков (1982–1991);
генерал-майор Александр Григорьевич Барсуков (1991– 2000 гг.);
генерал-майор Владимир Вячеславович Федоров (2000–2004);
генерал-майор Игорь Иванович Величко (2000–2009).
За время существования в ИВВАИУ было подготовлено свыше 60 тысяч авиационных специалистов. Среди выпускников 16 генералов, десятки докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов, руководители инженерно-авиационной службы ВВС.
В марте 2013 стало известно, что на базе ИВВАИУ в Иркутске будет создано Суворовское училище. [1]
После закрытия
С момента расформирования ИВВАИУ каких только проектов не обсуждалось. Сначала в стенах училища предполагалось открыть филиал Московского технического университета, после — президентский кадетский корпус, Суворовское училище. Однако, несмотря на многочисленные обращения, совещания и переговоры, ни одному из проектов не суждено было сбыться.
Земельный вопрос и стал, судя по всему, камнем преткновения в реализации проекта по созданию музея авиации в Иркутске. Сразу после ликвидации ИВВАИУ, в попытке спасти крылатую технику от неминуемой гибели, летная общественность города развернула активную деятельность. В результате 10 авиамашин были переданы из ведения Минобороны в собственность региона, а в декабре 2010 года областное государственное бюджетное учреждение «Музей авиации Иркутской области» было официально зарегистрировано.
Однако если с техникой вопрос решился, то с площадкой под экспозицию — нет. Три года музей представлял собой пару кабинетов в одном из офисных зданий с несколькими сотрудниками-энтузиастами и десять самолетов, сиротливо стоящих на закрытом аэродроме бывшего ИВВАИУ. Переговоры с Министерством обороны о передаче самого аэродрома в собственность региона результата, к сожалению, не возымели.
В итоге в январе текущего года музей, как госучреждение, был ликвидирован. Сейчас техника стоит на взлетном поле бывшего ИВВАИУ. Часть же учебного аэродрома занимает в настоящее время штрафплощадка УМВД России по городу Иркутску. 2
ИВВАИУ Иркутск
Финансовая отчетность
Нет сведений о финансовой отчетности ИВВАИУ
Учредители ИВВАИУ
Нет сведений об учредителях
Связи
Нет найдено связей с другими юридическими лицами или ИП
Правопредшественники
Правопреемники
Лицензии
Нет сведений о лицензиях, полученных этой организацией
Контракты
Нет сведений о заключенных ИВВАИУ контрактах по 94-ФЗ, 44-ФЗ или 223-ФЗ
Организация «ИВВАИУ» зарегистрирована 20 января 2003 года с присвоением ОГРН 1033801535250, регистратор — Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области. Полное наименование — ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИРКУТСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ АВИАЦИОННОЕ ИНЖЕНЕРНОЕ УЧИЛИЩЕ (ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ)» МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Компания находилась по адресу: 664009, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Советская 1-я, д. 176. Начальник иркутского вваиу (ви) — Пахольченко Андрей Александрович. Организационно-правовая форма (ОПФ) — не определено. Юридическое лицо было ликвидировано 1 марта 2010 года.
Авиакомпания «СиЛА», которой принадлежал пассажирский самолет L-410, потерпевший крушение в Иркутской области, неоднократно была замечена в нарушениях. Об этом в воскресенье, 12 сентября, сообщает телеканал РЕН ТВ.
Семьи погибших и пострадавших при крушении самолета L-410, который упал в воскресенье, 12 сентября, за четыре километра до населенного пункта Казачинское под Иркутском, получат выплаты. Об этом сообщил РИА Новости представитель пресс-службы правительства региона.
ИВВАИУ — потерянная ценность Приангарья. Что стало с престижным училищем?
Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище (ИВВАИУ) в советское время называли «кузницей» авиационных кадров для Вооруженных сил нашего Отечества. ИВВАИУ было основано 1 мая 1931 года. За время существования учреждения там было подготовлено свыше 60 тысяч авиационных специалистов. Среди выпускников — 14 Героев Советского Союза и Российской Федерации, 16 генералов, десятки докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов, руководители инженерно-авиационной службы ВВС, Дальней авиации.
За заслуги в подготовке офицерских кадров для Вооруженных Сил СССР и в связи с 30-летием Победы в Великой Отечественной войне 30 апреля 1975 года училище было награждено орденом Красной Звезды.
С 1975 года ИВВАИУ готовило специалистов для ВВС с высшим инженерным образованием. В 1996 училище вошло в состав СибВО.
В январе 2009 году учреждение прекратило свое существование как учебное заведение.
2 апреля 2009 года министр обороны РФ Анатолий Сердюков встретился с губернатором Иркутской области Игорем Есиповским. Тогда было принято решение о передислокации 24-й отдельной бригады специального назначения Главного разведывательного управления на территорию ИВВАИУ, с трудоустройством 90% служащих училища.
Однако спецназовцы в Иркутске долго не задержались и вновь передислоцировались, а училище попросту бросили без охраны.
В июне 2015 года 53 объекта имущественного комплекса ИВВАИУ перешли на баланс Иркутской области. Был разработан проект образовательного комплекса «Достояние Сибири», который должен включать в себя — кроме кадетского корпуса на 400 человек — центр дополнительного образования, техникум для подготовки рабочих и служащих для Вооруженных сил и гражданской авиации России.
6 июня 2015 года территорию бывшего ИВВАИУ осматривали помощник президента России Игорь Левитин, временно исполняющий обязанности губернатора Приангарья Сергей Ерощенко и главный инвестор проекта, глава «Ростеха» Сергей Чемезов.
Однако земля остается по сей день в ведении Вооруженных Сил России, и начать реконструкцию ИВВАТУ Правительство Иркутской области попросту не имеет права.
Все, что можно было, растащили мародеры. Заброшенные корпусы облюбовали лица без определенного места жительства. Они грелись там зимой, разжигали костры. В результате этого корпусы ИВВАИУ горели с пугающей регулярностью.
Последний пожар, разбушевавшийся в ночь с 1 на 2 января 2016 года, практически полностью уничтожил военные казармы.
Во время тушения пожара 2 января нам удалось взять комментарий у Николая Кустова, ветерана военной службы и ветерана ИВАТУ, члена общественной организации «Ветераны ИВВАИУ», председателя Оргкомитета по проведению патриотической акции «Память жива».
«Я в 1977 году закончил это военное училище, затем 27 лет отслужил в ВВС, в Дальней авиации, из них 17 лет на летной работе, всегда с теплотой вспоминаю годы учебы.
Больно на все это смотреть, как горит, уничтожается родное училище, которое было настоящей „кузницей“ авиационных кадров.
После приезда в Иркутск на территорию ИВВАИУ Сердюкова это военное училище в 2009 году фактически было ликвидировано, в новогодние каникулы курсантов и часть оборудования училища самолетами перевезли в город Воронеж и присоединили к Воронежскому военному авиационному институту, после чего многие гражданские высококвалифицированные специалисты иркутского военного училища тогда остались без работы.
На базе ИВВАИУ готовили десятилетиями кадры для Военно-воздушных сил, для Дальней авиации. За Уралом это было единственное подобное училище», — рассказал Николай Кустов.
16 января стало известно, что госкорпорация «Ростех» продолжит участвовать в реализации проекта по реконструкции ИВВАИУ.
Будет создан Фонд, в который войдут представители Правительства региона и «Ростеха». Проект по реконструкции корпусов в ближайшее время будет передан на экспертизу.
«Ростех» планирует направить на создание училища 1,5 млрд рублей в рамках частно-государственного партнерства. Предполагается, что в состав комплекса войдут кадетский корпус на 400 учащихся, а также филиал одного из действующих училищ профессионального образования по подготовке рабочих специальностей для российской армии или гражданской авиации.
На базе образовательного комплекса планируется сконцентрировать работу всех региональных патриотических движений, волонтеров и поисковых отрядов.
Что ж, остается надеяться, что планы Правительства будут успешно воплощены. Но пока, к сожалению, о существовании некогда престижного училища напоминают лишь разрушающиеся кирпичные стены.
Кирилл Шипицин, WEACOM.RU
Чтобы сообщить об ошибке в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Бывшее авиационное училище на Советской
Собственник: Иркутская область.
Время постройки: 1915-1917 годы.
Площадь: военный городок располагался на участке в 97 га.
Техническое состояние: неудовлетворительное.
Историко-культурная ценность: часть объектов представляет историческую ценность.
Справка: история Иркутского высшего военного авиационного инженерго училища берет начало с открытия в 1874 году Икутского юнкерского училища. В 1910 году оно было преобразовано в Иркутское военное училище. В истории учебного заведения было много реорганизаций.
ИВВАИУ готовило инженеров и техников для Военно-воздушных сил СССР и РФ. За время своего существования училище подготовило свыше 60 тысяч специалистов. В 2009 году ИВВАИУ расформировали, курсантов перевели в Воронеж в Военный авиационный инженерный университет. Часть объектов училища Минобороны передало в собственность Иркутской области. Опустевшим корпусам и казармам пока не нашли применения.
Отдых, благоустройство, озеленение
Торговля, услуги, общепит
Ответить на комментарий
Новости достопримечательности
Идут буровые и проектно-изыскательские работы на месте, где расположатся корпусы нового учебного заведения. Параллельно специалисты будут производить обследование зданий, которые имеют историческую и культурную ценность.
Открытое совещание прошло 21 июля на территории бывшего Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища (ИВВАИУ). Там планируют открыть суворовское военное училище. Для размещения планируют использовать здания «Учебного корпуса» (бывшее главное здание военного училища) и «Штаба» (бывшее офицерское собрание). По предварительной оценке, стоимость проведения работ по реставрации и приспособлению объектов составит свыше 1 млрд рублей. Власти региона намерены обратиться за поддержкой в Минобороны РФ.
20 января состоялось очередное заседание по иску минимущества Иркутской области к застройщику территории ИВВАИУ. Из-за этих обстоятельств становится невозможным оформление земельного участка бывшего военного городка в государственную собственность Иркутской области. В ходе рассмотрения дела суд также привлёк в качестве ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области. Минобороны полностью поддержало позицию областного правительства о незаконности действий с землями ИВВАИУ.
В 2019 году в Иркутске, наконец, началась работа по подготовке проекта реставрации Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища (ИВВАИУ). Занимается этим Центр по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области.
Планируется, что на территории бывшего училища расположится образовательный комплекс «Достояние Сибири», который будет включать в себя кадетский корпус на одну тысячу человек, центр дополнительного образования детей военно-патриотической направленности и допризывной подготовки, а также ресурсный центр по подготовке рабочих и служащих для Вооружённых сил и гражданской авиации России.
Реставрация бывшего главного здания училища и бывшего штаба училища включены в ведомственную программу по обеспечению сохранности объектов культурного наследия. Реконструкцию планируют провести после передачи земельного участка в собственность региона.
Жители Иркутска высказываются за то, чтобы вернуть территории ИВВАИУ образовательные функции. «Восстановить обучение летного состава», «построить новое военное училище», «открыть военные кафедры университетов на базе бывшего авиаучилища», «готовить инженеров и техников для Военно-воздушных сил РФ», «вернуть ИВВАИУ либо кадетский корпус». Такие идеи выдвигают посетители сайта «В поле зрения».
Есть и такой взгляд на развитие этой территории: «Можно построить спортивные городки с тренажерами, детские площадки, небольшие скверы, заброшенные здания восстановить (если это возможно), озеленить городок, сделать фотогалерею на курсантской аллее, облагородить стадион, медицинскую санитарную часть (двухэтажное здание кирпичное) восстановить и реконструировать под заведение какое-либо, восстановить общежитие полузаброшенное».
От посетителей сайта «В поле зрения» продолжают поступать идеи относительно развития территории бывшего авиаучилища. Один из пользователей предлагает интересное решение: «Создать комплекс по выращиванию овощей/ зелени на примере фабрики «Московский». Конструкция зданий позволяет разделить их на несколько разных производств, можно организовать удобный подъезд, шоурум и получить дополнительные рабочие места для жителей, а также свежие овощи».
Другой посетитель мыслит в направлении развития культуры: «Большие площади, высокие потолки, много воздуха предполагают возможность организации комплекса выставочных залов, школ искусств разных направлений, игротеки». Еще один посетитель сайта предлагает вернуться к идее создания на территории ИВВАИУ кадетского училища.
Другой посетитель сайта предложил отдать часть территории ИВВАИУ под строительство десткого медциинского центра. На его взгляд, она как нельзя лучше подходит под эти цели, тем более, что поблизости находится Ивано-Матренинская детская клиническая больница.
Посетитель сайта «В поле зрения» предложил сделать на базе бывшего авиаучилища образовательный комплекс. «Район ИВВАИУ представляет собой очень комфортное место, там много зелени, потенциально один из лучших районов в городе. Часть корпусов можно реконструировать для образовательных функций: кадетское училище, техникум инженерных специальностей или архитектурно-строительный вуз. Территорию можно без потерь в благоустройстве уплотнить корпусами общежитий, подземным стрельбищем, реконструировать стадион и поликлинику».