ирония судьбы или с легким паром дом где снимали адрес

Чертаново, Тропарево, Арбат: где жили герои главных комедий Эльдара Рязанова

gl(60138)

18 ноября исполняется 90 лет со дня рождения режиссера Эльдара Рязанова, автора комедий, составляющих золотой фонд отечественного кино, сочетающих юмор с большой любовью к людям и удивительно точно документирующих свое время. И не стареющих с годами, что удивительно. Споры о масштабе личности Жени Лукашина из «Иронии судьбы» разгораются как по часам каждый Новый год, а фразы «Хорошие сапоги — надо брать», «Какая гадость эта ваша заливная рыба», «А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира?», прозвучав в разговоре, моментально сближают собеседников, настраивая на добродушный лад.

ryazan vn(1)

В день рождения режиссера mos.ru предлагает пройтись по местам съемок его комедий — почти все они прошли в Москве. Запоминайте адреса и рассказ москвоведа Татьяны Воронцовой, одевайтесь потеплее и прогуляйтесь у дома Людмилы Прокофьевны Калугиной из «Служебного романа», дойдите до здания, где располагалось НИИ охраны окружающей среды в «Гараже», и пройдитесь по Сретенке, где была комиссионка, в которой работал спекулянт Дима Семицветов в картине «Берегись автомобиля»

«Служебный роман»

Когда речь заходит о наследии Эльдара Рязанова, все, я думаю, вспоминают в первую очередь «Служебный роман» — фильм, который много раз смотрели, с удовольствием пересматривают и будут смотреть еще долгие годы. Этот фильм интересен не только блестящим актерским составом и тонким добрым юмором, но и тем, как в нем показана Москва семидесятых годов. Работая над сценарием, Рязанов и его соавтор Эмиль Брагинский филигранно распределили дома главных героев по карте столицы — с учетом их социального статуса.

Судите сами. Героиня Алисы Фрейндлих, мымра Калугина живет в статусном доме-свечке на Большой Никитской. К моменту съемок эти дома только-только сдали в эксплуатацию. Это было престижное жилье в самом центре, сюда заселялась очень непростая публика, так что директор статистического учреждения товарищ Калугина, общающаяся с министрами на короткой ноге, вписалась сюда идеально.

domkaluginoi02domkaluginoi03domkaluginoi01domkaluginoi04

Или вот товарищ Самохвалов, которого играет Олег Басилашвили, — столичный франт, недавно вернувшийся из длительной командировки в Швейцарию. Его Рязанов и Брагинский поселили в самом центре, на улице Горького, в доме, где жил министр культуры CCCР Екатерина Фурцева (сегодня это дом 9 по Тверской).

domsamohvalova(2)domsamohvalova3(1)domsamohvalova4(1)

Недотепа Новосельцев (Андрей Мягков) живет не в элитном по тогдашним меркам районе, хотя и почти в центре. Его дом находится недалеко от современной станции метро «Достоевская» в переулке Чернышевского — там он ходит после работы в магазин, а по утрам отводит своих мальчишек в школу.

Романтичная Оленька Рыжова в исполнении Светланы Немоляевой по сценарию живет за городом. Эпизоды снимали на железнодорожной станции Лосиноостровская, что довольно любопытно, потому что к моменту съемок этот район был вполне себе уже Москвой. В фильме подмосковную станцию можно узнать по специфической архитектуре: деревянный вокзальчик, старая платформа с навесом. Сейчас облик станций унифицирован, а тогда у каждой были свои отличительные признаки.

Секретарь Калугиной Верочка (Лия Ахеджакова) живет в Чертанове. В 1970-х годах это был один из лучших новых спальных районов — экспериментальные дома, жилые кварталы строились сразу с социальной инфраструктурой. В начале фильма есть такой момент: Верочка выглядывает посмотреть, не идет ли трамвай, под закадровый голос Мягкова, который сообщает, что наряды у нее заграничные, а зарплата — секретарская. В это время можно разглядеть, что она стоит на Чертановской улице.

Еще одно интересное место — собственно, само статистическое учреждение, где работают герои. Съемки проходили сразу в двух домах — киношники часто прибегают к таким приемам. Подъезд, холл и буфет — это здание Министерства речного флота СССР на углу Петровки и Кузнецкого Моста. Крыша, где Калугина поливает цветы и плачется в жилетку Новосельцеву, — это крыша знаменитого Дома Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке с видом на Тверскую улицу. Рабочие места героев обустроили прямо на «Мосфильме».

rabota(89)rabota3(2)rabota5rabota2(2)rabota4(2)

«Девушка без адреса»

Это ранний фильм Рязанова, и с момента съемок в Москве поменялось очень многое. Пожалуй, самое замечательное здесь — вереница адресов, которые перебирает влюбленный строитель Паша в исполнении Николая Рыбникова, разыскивающий главную героиню Катю (Светлана Карпинская), с которой познакомился в поезде, следующем в Москву. Прощаясь с ним, она выкрикнула адрес своего дедушки, к которому приехала в гости, шум заглушил ее голос, и Паша услышал только начало: «Николо…» В столе справок ему сообщают, что улиц и переулков, названия которых начинаются так, в столице очень много — чтобы обойти каждый дом, потребуются годы. Но юноша не сдается и начинает методично обходить все возможные адреса.

Интересно, что Рязанов водит своего героя не только по Большому Николопесковскому переулку или Николоямской улице, но даже по адресам, не начинающимся с заветного «Николо…». Например, в фильме есть смешная сцена, в которой герой Рыбникова попадает в коммуналку, откуда его забирает милиция. Эта квартира находится в знаменитом доме со львами на Молчановке, построенном в 1914 году. Кстати, эти львы мелькают не только в этой комедии, но и в других фильмах — «Двенадцати стульях» Леонида Гайдая и «Офицерах» Владимира Рогового.

devushka 5(2)devushka 6(2)devushka 3(1)devushka 7

Еще в «Девушке без адреса» можно разглядеть Новокузнецкую улицу, Старую и Новую площади. Интересный момент связан с дедушкой Кати, который по сценарию работает в горкоме: для съемок сцены, в которой Паша приходит к дедушке, съемочной группе место искать не пришлось — и горком, и улица, в конце которой виден универмаг, являются декорациями, созданными на «Мосфильме».

devushka 8devushka 9devushka 10

«Гараж»

99 процентов действия картины «Гаража» происходит в одном помещении. Как вспоминал Эльдар Александрович, это было самым сложным моментом в работе над фильмом: показывать одних и тех же людей в одних и тех же декорациях и не потерять зрительского внимания — задача не из легких.

Тем не менее Москва в фильм все-таки попала, хотя и немного странным образом. НИИ охраны окружающей среды, где заседают ученые-зоологи и пайщики гаражного кооператива по совместительству, снимали в двух городах, соединив фасад одного здания с интерьером другого, как в «Служебном романе». Помните момент, когда героиня Лии Ахеджаковой вбегает в институт? Снаружи — это классический дом-усадьба Воронцовых-Раевских, который находится на Петровке (дом 14), в Москве, а внутри это… ленинградский Зоологический музей РАН.

garazh 1garazh 6garazh 3garazh 7garazh 5

Показывают нам и сцену субботника — в самом начале, когда идут титры. Ее снимали неподалеку от «Мосфильма», во 2-м Мосфильмовском переулке. Там тогда активно строились гаражи, и натура получилась самая что ни на есть подходящая.

«Ирония судьбы, или С легким паром!»

Пожалуй, самый известный рязановский адрес Москвы находится на юго-западе. Это проспект Вернадского, 125 — дом, где жил со своей мамой скромный любитель предновогодних походов в баню Женя Лукашин, которого сыграл Андрей Мягков. Этот дом не пропустишь — на нем есть даже мемориальная доска. Любопытно, что ленинградская квартира героини Барбары Брыльской Нади снималась не в Ленинграде, а практически тут же, на проспекте Вернадского, в доме 113.

В «Иронии судьбы» вообще отлично показан юго-запад, в 1970-е годы активно застраивавшийся и обживавшийся, — улица Новаторов, церковь в Тропареве.

ironiya 1ironiya 5ironiya 3ironiya 6ironiya 4

Есть забавный момент, который замечают все, кто хорошо знает Москву и Санкт-Петербург. Помните, как Надя запирает спящего Лукашина у себя в ленинградской квартире и идет покупать ему билет до Москвы? В ее прогулке до вокзала удивительным образом смешались ленинградские и московские ландшафты. Сначала она идет по стрелке Васильевского острова, потом вдруг оказывается в Лефортове, а потом снова возвращается в Ленинград.

Одна из главных загадок «Иронии судьбы» — та самая баня, в которой герой Андрея Мягкова в начале фильма входит в измененное состояние сознания вместе со своими друзьями. Говорят, эти банные сцены снимались в Сандунах, но так ли это в действительности — неизвестно, и утверждать это со стопроцентной уверенностью мы не беремся.

«Берегись автомобиля»

Начнем с героя Андрея Миронова — молодого работника Димы Семицветова, который продает из-под прилавка дефицитные приемники и прочую аппаратуру. Он живет на Смоленской набережной, в доме 2а. На кадрах хорошо виден метромост — рядом с ним как раз находится гараж, в котором Дима держит свой автомобиль, — а также набережная Тараса Шевченко.

Комиссионка, в которой работает Дима, — это трехэтажный квадратный домик на Сретенке (дом 1). Правда, комиссионного магазина там не было — здесь работал магазин «Цветы». Там же, в начале Рождественского бульвара, стоит церковь, возле которой была припаркована «Волга», ставшая капканом для благородного угонщика Юрия Деточкина (Иннокентий Смоктуновский). Церковь на момент съемок не функционировала, там в 1960-е годы был Музей морского флота. Если присмотреться, в фильме у входа в церковь-музей видна фигура моряка со штурвалом.

beregis avto 1beregis avto 5beregis avto 3beregis avto 4

Конечно, важное место — Садовое кольцо, на котором снимали сцену погони за Деточкиным на такси: Каретный Ряд, Самотёчная площадь. Ну и незабываемый финал, в котором Деточкин произносит сакраментальную фразу «Здравствуй, Люба, я вернулся!», обращаясь к своей невесте, героине Ольги Аросевой, — это узнаваемая эстакада возле Парка Горького, которая тогда только-только открылась.

Источник

По следам «Иронии судьбы»

0 acb4f cb8a8a24 XL

В основе бессмертного фильма, снятого в 1975 году, лежит идея стандартизации и унификации реалий нашей жизни. Действие происходит на улицах абстрактных стандартных новостроек Москвы и Ленинграда, и тем не менее, у них есть свои реальные прототипы. Однако в жизни все совсем не так или не совсем так, как в кино.
Начать с того, что во время съемок фильма Третьей улицы Строителей в Москве не было. Такая улица существовала на юго-западе Москвы с 1958 по 1963 годы; она соединяла Ленинский проспект и проспект Вернадского, была застроена в конце 50-х годов 20 века стандартными кирпичными восьмиэтажками и блочными пятиэтажками, а в 1963 году была переименована у улицу Марии Ульяновой; это название она носит и сегодня.
«Третья улица Строителей» в фильме находится также на Юго-Западе столицы; это проспект Вернадского в районе метро Юго-Западная; он легко опознается по церкви.

0 acb51 fbfc3ad4 XL

Когда-то на этом месте было село Тропарево. Первый храм здесь был поставлен еще в XIII веке, В XVII—XVIII веках Тропарево входило во владения Новодевичьего монастыря. В 1693—1703 годах в селе на средства монастыря вместо деревянной сооружена каменная церковь Михаила Архангела в стиле нарышкинского барокко, сохранившаяся до сегодняшнего дня. С кадра этой церкви открывается фильм, мимо нее проходит, направляясь к дому и Женя Лукашин, и его друг Павлик (Ширвиндт).
Новая застройка этих мест (сегодня это удивительно, но так и было) началась с проведения метро Юго-Западная, которое появилось в 1963 году. Какое-то время жители деревни Тропарево могли добираться до дома на метро, но длилось это недолго: застройка района началась в 1966 году. И наконец в 1970-73 году были построены дома — «главные герои» фильма — проспект Вернадского 113 и 125 (третий такой же дом — 119 — в фильме не фигурировал). Вопреки фильму, это был не типовой проект, а экспериментальный — на всю Москву всего три таких дома — одновременно высоких (16 этажей) и очень длинных (в кадр не влезают).

0 acb4a b6fa0c1b XL

А деревня Тропарево еще существовала во время съемок фильма, и попала в самые первые кадры. Вот как она выглядела через 2 года, в 1977 году. На фото видна церковь и три больших дома, два из которых снимались в фильме. Полностью деревня исчезла в 1981 году.

0 acb52 ac0ac44a XL

Посмотрим подробнее этот район. На снимке выше был дом 113, который в фильме «играл роль» Ленинградского дома, и его же снимали в титрах. На ближайшем к проспекту Вернадского подъезде — маленькая мемориальная доска, появившаяся в 2003 году.

0 acb4b f9c822f4 XL

Московский по фильму дом находится в нескольких сотнях метров, сегодня он раскрашен в другой цвет (правда вряд ли Лукашин заметил бы это в темноте)

0 acb50 1e03911d XL

На нем тоже находится мемориальная доска (см. верхнее фото). А еще в этом доме расположен хорошо известный москвичам театр на Юго-Западе.
Церковь находится почти точно напротив «дома Лукашина» (проспект Вернадского, 125). Когда я делала это фото, мне приходили в голову строки из другого Рязановского фильма, «Служебный роман»:
Нас в набитых трамваях болтает,
Нас мотает одна маета.

0 acb4e 57b9f2fa XL

0 acb49 f90a3db4 XL

Еще один адрес на Юго-Западе, имеющий отношение к фильму, — киноклуб «Эльдар» (от метро Юго-Западная — примерно 5 остановок на троллейбусе 62 или 84), где есть экспонаты практически к всем фильмам Рязанова. К сожалению, «Ирония судьбы» представлена довольно бедно. Вот билет в Сандуновские бани на 31 декабря. Рядом подпись: «Этот чек Надежда Лукашина нашла в кармане своего мужа, когда относила пиджак в чистку».

0 acb48 96241a03 L

А это «именной стул» Андрея Мягкова (в кафе все стулья носят имя известных артистов)

0 acb47 7951cd0b L

Добавлю еще один адрес на Юго-Западе, связанный с фильмом — проход Павлика (Александра Ширвиндта) в начале фильма частично снимали на улице Шверника (район метро Академическая).

Прежде, чем завершить нашу заметку, давайте еще раз посмотрим на фотографии. Сегодня этот район совершенно не представляется мне безликим и стандартным. Почему-то, невзирая на всю типовую блочную архитектуру, несмотря на жуткую толкучку у конечной станции метро, сегодня он кажется теплым, уютным и даже каким-то душевным, что ли. Прошло больше 35 лет с тех пор, как мы впервые услышали «3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12». Былые новостройки потеряли лоск, обросли рекламой, вывесками, кажутся грязноватыми и обшарпанными на фоне более современных домов. И все же свидание с ними доставило мне не очень понятную радость.

0 acb4d 78766efe XL

Много фотографий Юго-запада периода съемок фильма можно посмотреть здесь

Источник

Дом кино: известные здания в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!»

Каждый год 31 декабря Женя Лукашин любил ходить с друзьями в баню. Миллионы же граждан СССР, а потом и постсоветских республик, сделав заливную рыбу и тазик салата оливье, усаживались перед телевизорами в очередной раз смотреть лирическую комедию Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Блогер Darriuss рассказывает, где снимался легендарный фильм, ставший за прошедшие десятилетия таким же непременным атрибутом празднования Нового года, как елка, шампанское и поздравление главы государства.

611413905d389817c5a05d5e971b7008

Как все прекрасно помнят, случиться эта «совершенно нетипичная история» могла исключительно благодаря типичности всего советского. В городах Союза на улицах с типовыми названиями массово строились типовые дома с типовыми квартирами, обставленными типовой мебелью. Конечно, режиссер Рязанов намеренно гипертрофировал эту проблему — на самом деле в СССР все было не так печально, но все же легкая беззлобная сатира на панельную жилую архитектуру, от которой жители страны уже начали уставать, нашла бесспорный и понятный отклик в их сердцах. Начинается 3-часовой двухсерийный фильм, снятый по заказу Центрального телевидения, небольшим анимационным роликом, высмеивающим триумфальное шествие по планете многоэтажных муравейников. Вот каковы благие намерения архитекторов — жилой дом украшен архитектурным декором в промышленных количествах.

be927d456287f77530c89001c8786148

А вот что остается от первоначального замысла после многочисленных согласований проекта в вышестоящих инстанциях.

445388ab7af593d1c252d02fa0f944d0

И затем утвержденные дома строевым шагом отправляются завоевывать планету.

255d86c170a4fa88f3b48d6388f39b53

Именно планету, потому что в 1950—70-е годы многоэтажное жилое строительство, зачастую типовое, велось не только в Советском Союзе и странах соцлагеря. Задача обеспечить дешевым отдельным жильем стремительно растущее в количественном отношении население была актуальна повсеместно.

f05d3857a9945ac81c00f894e3fa344a

Титры фильма идут под крупные планы жилых домов московского района Тропарево, где преимущественно и снимались «натурные» эпизоды «Иронии судьбы», причем как московские, так и питерские.

beae9f71f34e31b9ad7b878ec580a5d3

Все дома начала 1970-х годов — пока выглядят как новенькие.

e64ffcccdb939cbe06a8b450c12973a9

Панель с облицовкой мелкой голубой плиткой, межоконные проемы заполнены блоками лазурной плитки.

62e00eea717e4b31ec9b8dba5bdeb17c

А вот и один из «главных героев» картины — тот самый жилой дом ленинградской учительницы русского языка и литературы с красивым, а главное редким именем Надя, по адресу «Ленинград, 3-я улица Строителей, 25». На самом деле эта 16-этажка расположена в Москве, на проспекте Вернадского.

263bc99cf08e04bbb8a86036cb676f43

По иронии судьбы в «Иронии судьбы» снимались вовсе не рядовые типовые дома, которые будто бы сотнями строились в Союзе, что и привело к путанице, ставшей сюжетом комедии. И Надя Шевелева, и московский хирург Женя Лукашин живут в экспериментальных 5-подъездных 16-этажных панельных жилых домах серии И-99-47/406 на 275 квартир каждый, построенных в первой половине 1970-х в Москве на относительно престижном проспекте Вернадского. Всего таких зданий было там возведено 3 штуки, подряд, торцами к проспекту. На скриншоте ниже — крупный план Надиного «ленинградского» дома (проспект Вернадского, 113). За ним — в левом верхнем углу — средний близнец (проспект Вернадского, 119), загораживающий дом Лукашина по адресу «Москва, 3-я улица Строителей, 25». То есть на самом деле квартиры главных героев разделяло всего метров 700. Вверху справа видны остатки бывшего подмосковного села Тропарево с церковью конца XVII века, включенного в городскую черту и давшего название жилому району.

3509e08aeccab42d23a343886e337e52

«Подмосковные деревни Тропарево, Чертаново, Медведково и, конечно, Черемушки не подозревали, что обретают бессмертие в те грустные для них дни, когда их навсегда сметали с лица земли». Бывшее село Тропарево крупнее, когда-то и в Москве был свой деревенский частный сектор. Сейчас от него осталась только церковь, остальная территория плотно застроена.

3fe7d75f7fee4f7c6878f26adcdd376b

Храм архангела Михаила в Тропареве, построенный в 1693 году.

efd521b03d66d5fecb87b530b33bb98a

Современная фотография. Церковь выглядит крупной и торжественной для обычного сельского храма. Тропарево принадлежало богатейшему московскому Новодевичьему монастырю, способному позволить себе строительство столь неординарного здания. На заднем плане (торцом) виден дом Жени Лукашина, откуда он уезжает сначала в баню, а потом и в Ленинград.

5a78f4305f36b9a5d12b45fa1663171d

Так выглядят основные московские места съемки «Иронии судьбы» на картах Google. 1 — «Ленинград, 3-я улица Строителей, 25», 2 — «Москва, 3-я улица Строителей, 25», 3 — храм архангела Михаила в Тропареве. Как заметно на скриншоте, ко всем трем экспериментальным жилым домам, отдувавшимся за целую советскую типовую архитектуру, имеются пристройки с торговыми учреждениями. Они также появляются в фильме.

5e1826b7734d933bf6897058b6360f64

Но сначала зрителей фильма радуют прекрасными панорамными съемками юго-западных окраин Москвы, застроенных фактически за 15 лет, предшествовавших картине (она вышла на советские телеэкраны 1 января 1976 года). Вот вид на юго-восток, в сторону центра города. Высокое белое здание в левом верхнем углу — гостиница «Дружба», вверху в центре достраивают высотное общежитие МГУ, так называемый Дом студента на Вернадского.

821d15f2d664e618ecb0c52ddcd9a0f0

Интересен комплекс из 4 зданий-близнецов в центре кадра. Это фрагмент так называемого «Немецкого квартала», возведенного в начале 1970-х годов для сотрудников посольства ГДР и граждан социалистической Германии, живших в Москве, сейчас, соответственно, принадлежащий ФРГ. Фактически это один 16-этажный жилой дом серии 1МГ-601-441 на 250 квартир с 4 подъездами, построенный в 1974 году, незадолго до начала съемок тут «Иронии судьбы».

a9e30c6cd08390106d84462f1394b9d3

Камера перемещается чуть правее, и справа вверху становятся видны пять одинаковых 19-этажных панельных домов на Ленинском проспекте, построенных в 1967 году. «В былые времена, когда человек попадал в какой-нибудь незнакомый город, он чувствовал себя одиноким и потерянным. Вокруг все было чужое: иные дома, иные улицы, иная жизнь. Зато теперь совсем другое дело: человек попадает в любой незнакомый город, но чувствует себя в нем как дома».

94eb772c2793d96f84989b5928c39009

Жилые микрорайоны юго-запада Москвы. В центре — Юго-Западный лесопарк. «До какой нелепости доходили наши предки — они мучились над каждым архитектурным проектом. А теперь во всех городах возводят типовой кинотеатр „Ракета“, где можно посмотреть типовой художественный фильм».

8e3b67b72f622e053496ccae9531e4c6

Внизу в кадр попала улица 26 Бакинских Комиссаров, справа — фрагмент интересного жилого дома №11 по этой улице (его крупный план демонстрировался в титрах фильма). Это 22-этажная одноподъездная башня серии П-4/22, возведенная в 1975 году.

a4bb72f618bb9f3da10faae642813a8c

Всего вдоль улицы 26 Бакинских Комиссаров было построено 3 таких башни. С крыши одной из них, средней, и снималась панорама Москвы, открывающая фильм.

aadb15027dd86bccd747689c94efd238

Наконец, камера спускается с крыш на землю. В кадре как раз «ленинградский» дом Надежды Шевелевой (проспект Вернадского, 113) с пристройкой — магазином «Продукты». Ее подъезд угловой, но с противоположной, дворовой стороны здания. Слева на заднем плане видна одна из вышеупомянутых 22-этажных высоток.

a0d8406da73838b31ed5d40db46cebf6

Это же здание и этот же магазин на архивном снимке. Позже на основе этой экспериментальной серии было разработано несколько более совершенных серий (П-3 и далее), которые уже были внедрены в массовое строительство.

fd841213f17ecf2915c01ca62975d0ef

Кстати, в среднем из трех зданий-близнецов — единственном не использованном в картине — до своей смерти жил известный писатель-фантаст Аркадий Стругацкий. В пристройке расположена кондитерская.

0484ab5edd48ed9519339bb8d6840ce9

«3-я улица Строителей». Справа на переднем плане — дом Жени Лукашина, далее — дом Стругацкого, совсем вдалеке — дом Нади Шевелевой. Интересно, что на момент съемок картины ни в Москве, ни в Ленинграде никаких 3-х улиц Строителей не было: в Ленинграде — вовсе никогда, а в Москве таковая была переименована еще в 1963 году, за 12 лет до выхода фильма.

8c2da8795a612e9138f7fa86b60451d8

Московский ЛиАЗ-677 260-го маршрута, госномер 87-59мна. На этом автобусе в начале «Иронии судьбы» к Лукашину едет его друг Павел в исполнении Александра Ширвиндта, в конце же картины на этом же автобусе возвращается из аэропорта домой уже сам Лукашин.

a966c8591e55e826eba15147e92c3aaa

При этом покупает у Снегурочки шампанское Павлик почему-то в Новых Черемушках, на улице Шверника. Слева на заднем плане — 16-этажная панелька 1965 года, а справа вдалеке заметны корпуса Дома аспирантов и стажеров МГУ, мелькнувшие еще в одном эпизоде картине, уже в самом ее конце. Об этом чуть позже.

9513a3b99750b1e134f43e2bc0e15496

Вот похожий ракурс на современной фотографии.

3d81275d82c9c92592485a7d866126a1

Торговый комплекс слева — это ныне перестроенный бывший торговый центр «Черемушки», фрагмент вывески которого заметен в фильме в верхней части этого кадра.

9fc133d85a22440d02448b17689bbffb

При этом в следующий момент Павел вместе со своим шампанским мгновенно переносится из Черемушек на несколько километров юго-западнее вновь в Тропарево и оказывается у продуктового магазина на улице 26 Бакинских Комиссаров. Спросив у прохожей дорогу на «3-ю улицу Строителей», Павлик идет в направлении уже упоминавшихся выше трех 22-этажных башен-близнецов.

1797d49f6387f2078b2b59b3aeb9c1ef

А вот и заветный Женин подъезд с бутафорским номером 25, справа видна церковь архангела Михаила в Тропареве.

1f2d6b1d740faadffad7a18886575815

Аналогичный современный ракурс. К дому уже сделана пристройка Театра на Юго-Западе.

db3241b5b1b32851697556193db909ba

Подъезд. Все интерьерные съемки осуществлялись, конечно, в павильонах «Мосфильма».

3e5ea41cd4d808a7dcbf49560b46a765

Кухня московской квартиры №12. Окно в санузел, на подоконнике которого стоят классические советские красные в горошек банки для сыпучих продуктов.

d8ca12cf55ed7bf530c6087dae76381f

Типичная советская квартира. По фильму это новостройка, в которую герой с мамой только-только въехал. В реальности же последний из тройки зданий на Вернадского был сдан в 1973-м.

769afbc072c1acd5efe1e491a370daa6

Банный эпизод — также павильонный. «Ванная в каждой квартире — это удобно, это цивилизация, но сам процесс мытья, который в бане выглядит как торжественный обряд, в ванной — просто смывание грязи». Торжественный обряд 31 декабря, как это принято в наших широтах, сопровождается обильными возлияниями.

fe97844c82596099e53114d549712ae2

А заканчивается все в аэропорту Домодедово, куда друзья едут провожать в Ленинград Павлика, а в итоге отправляют навстречу своей судьбе холостяка Женю. На столе — некий коньяк и бутылка безалкогольного тонизирующего напитка «Саяны» с характерной фиолетовой этикеткой и рисунком этих самых Саян на ней.

74d8fd555ce454481917138f3fcd3779

Аэропортовые часы с перекидным табло изготовлены итальянской фирмой Solari & C. из Удине.

7e5ca791019e9aa91231e8796ad6192d

В кадре — терминал аэропорта, построенный в 1965 году по проекту архитекторов Г. Элькина, Г. Крюкова, В. Локшина, и дальнемагистральный лайнер Ту-114 еще в старой ливрее «Аэрофлота».

f9e0e27b80c07ab932169d7aae015811

Но в Ленинград Лукашин, конечно, летит на обычном «свистке» — Ту-134.

c6ea68232a7b01ebb4b1c06d5c64649c

При этом пассажирский салон показывают как раз или Ту-114, или Ил-62, или Ту-154 (компоновка 3+3), а не Ту-134 (2+2).

f04f8ffae1ce87f9054ef472d6962e25

Неоновая вывеска ленинградского аэропорта.

d19f9c435649013ac257e396bdeb6fb0

Абсолютное большинство натурных эпизодов «Иронии судьбы» снималось в Москве. Тем не менее, для съемок сцены в аэропорту Ленинграда создатели фильма не поленились на самом деле выехать в Пулково. Справа на заднем плане видны характерные «стаканы» местного пассажирского терминала.

632790e1fa47dec36425bfc578a99199

Ленинградский аэровокзал «Пулково» на открытке 1979 года. Открыт в 1973 году (архитектор А. Жук).

728ceeb4c52325dd096c8f470b74c3f5

Стоянка такси находилась прямо у летного поля, до самолетов было рукой подать. Немыслимая ситуация с точки зрения современных правил авиабезопасности.

b5dee2666d751faf72f6031f75a0d84e

Такси привозит Лукашина из Пулково прямиком обратно на московский проспект Вернадского, к дому №113.

4c7b37a0ea6d4d723c2755eb857ca59b

Вот этот подъезд сейчас.

4630106a18956d5bcbca986d26d41f0a

Вторая квартира №12 также мосфильмовская. Типовая планировка с такой же мебелью, разница лишь в деталях.

d6d75c78e8af6dc368eb11349263f68d

Для сравнения: квартира Лукашина.

598b91d128a23a95f41c8d0c7d28287e

Польский гарнитур за 830 рублей. «— И 20 сверху! — Я дал 25!»

e7d6b374b229e5f8cb4ba465a1c8c68c

На столе у Нади, кроме заливной рыбы и мандаринов, все та же бутылка коньяка «пять звездочек» и бутылка муската, которую они все потом дружно и распивают.

5c5280c67d6fa87332ab8b66bf6d990b

Приезжает Ипполит и дарит Наде духи Climat от Lancome. В те времена не имело значения, какие конкретно духи, главное что «французские настоящие».

807cb955c8d1ec86ee3406099645e339

У Нади телевизор «Рубин». По нему показывают музыкальный фильм Леонида Квинихидзе «Соломенная шляпка» с Андреем Мироновым и Людмилой Гурченко. Премьера этой картины на Центральном телевидении состоялась 31 декабря 1974 года, что четко определяет время действия «Иронии судьбы».

d22b484d62f2594749d42eb253b6d6db

Не совсем типовая не совсем 3-я улица не совсем Строителей. Нарочитая метель в течение всего фильма — результат работы мощных ветродувов. Конец зимы 1974—75-го был в Москве бесснежным.

894ca97dbba87e2a730a586d447bc5a9

Типичный советский новогодний стол. Кроме рыбы — сухая колбаса, рижские шпроты, яйца с майонезом, мандарины, несколько салатов, включая свекольный, выпивка.

34fc5230591cd6d5541c0da2b4cceb5e

Подъезд Надиного дома. Обратите внимание на количество стекла в оформлении входной группы и горящие светильники на козырьке.

af126fa19c357ba0d1dcf7eb5adaa85e

Этот же подъезд спустя 35 лет. Дверь заменена на глухую, панорамные окна заложены кирпичом, светильники отсутствуют. Задумки архитекторов вступали в полное противоречие с нравами наших людей.

0c38f7c4e5882f191491e2611d96eb49

Расстроенный Ипполит мчится на персональной «тройке» алого цвета куда глаза глядят по внутридворовому проезду.

05fc2a69d3db7aa59dd3cc7080435e77

Этот эпизод также сняли на натуре в Ленинграде. На заднем плане — Исаакиевский собор.

f8915093965e16fd8f21692afb5e351c

В конце концов Ипполит оказывается на невском льду.

79d6bf713e0ea33471f6ee463462e123

Вторая серия открывается кадром, на котором показан Надин проигрывать Rigonda Рижского радиозавода в экспортном исполнении Party Time.

6e704b006a9530fa8385f3f33f1321a1

Оба Ромео мерзнут у Надиного подъезда под овощным.

b3f8e8671a9252303ec04fb1d49799a9

Героиня Барбары Брыльской отправляется на вокзал за билетом для Жени. На заднем плане все тот же дом по проспекту Вернадского в Москве.

0825a6d211cd1b48549cceb0c00f3a6d 1356694513

Московский вокзал в Ленинграде — копия Ленинградского вокзала в Москве. Оба под названиями Николаевских были построены в 1851 году по проекту Константина Тона и являлись конечными терминалами Николаевской железной дороги, одной из первых железных дорог Российской империи.

1f8ae488db355bee9fd920dbd7c056ee

Реликтовое ныне автоматическое расписание.

2e6ce2d15f23bc502380af995c7522cd

Таксист привез героиню на Московский вокзал, но билеты она при этом покупает в Центральных железнодорожных кассах. Здание на набережной канала Грибоедова за эклектичным фасадом конца XIX века скрывает модернистский интерьер 1970-х годов.

da8720a7aeceaf319878e3658629d867

Так выглядит внутренний двор этого старого доходного дома, накрытый кровлей кассового зала с характерными световыми фонарями.

958679dad50784e32cd7697049481b50

Световые фонари из помещения касс.

0ec3d563a86c5357aaece07284b7028e

Купив Жене билеты на первый поезд в Москву, Надя еще долго гуляет по Санкт-Петербургу под песню Микаэла Таривердиева «Я спросил у ясеня». Фоном выступают классические ленинградские виды. Исаакиевский собор.

f1d9ad8367b6186a43a678ba591220fd

Александринский театр (1832, архитектор К. Росси), перед которым стоит памятник Екатерине II.

e313cf33a2864373a714572b73b6beaf

Никольский морской собор 1762 года.

76a72777e0e9c6a2a0bb5b60c221dc4d

Внезапно — Москва! 1-й Краснокурсантский проезд в Лефортове и типичный московский трамвай МТВ-82 на фоне. В Ленинграде тогда таких просто не было.

1e13c6a0fefef5a31312060b1398fc26

И вновь Ленинград. Надя у Петропавловской крепости на фоне шпиля Адмиралтейства, Исаакиевского собора и стрелки Васильевского острова с одной из Ростральных колонн. Прогулка, надо сказать, вышла грандиозных масштабов.

4beb9a49de0017d7c413d999a74e68d8

Биржа на стрелке Васильевского острова.

8a0d66b9658cf8195327f6a95744fb26

Ипполит, Надежда и воссозданная на «Мосфильме» типичная советская ванная комната.

a643fb259d23e30e0b1654b99f9f454d

Лукашин же отправляется домой, в Москву, едет на автобусе из аэропорта и вновь зачем-то выходит не у себя в Тропареве, а в Новых Черемушках, у того самого рыночка на улице Шверника, где утром его друг Павлик покупал шампанское. Справа хорошо видны «ободранные» сталинки конца 1950-х на четной стороне улицы.

5b68df2800825ae72437c33e97976f04

До жилого дома на проспекте Вернадского отсюда — с десяток километров, тем не менее, Лукашин упорно бредет по Шверника под козырьком пристройки к Дому аспирантов и стажеров МГУ.

a334e736d4d4596d5d6bf4d7a0f311b5

Современная фотография этого же комплекса университетских общежитий.

8dfce1bb106263fe29f00f418936479a

Несмотря на январскую метель, Лукашин каким-то образом добредает до знакомого храма в Тропареве.

313556aae1144da6e20704c3b5e1b043

И все же в итоге все эти приключения заканчиваются счастливым концом (если, конечно, не считать брошенных Ипполита и Гали). Именно благодаря типовой советской архитектуре, пусть на поверку оказавшейся и не такой уж типовой, два одиночества — московское и ленинградское — наконец-то встретились на «3-й улице Строителей, 25».

212d859541aeb54b132484f85157d6d5

Память о съемках фильма увековечена двумя мемориальными досками в обоих жилых домах на проспекте Вернадского, сыгравших такую важную роль в судьбе героев и всех советских телезрителей. Доска представляет собой тот самый портфель Лукашина с ценным веником.

13468be8826d24a2a9e5fc1b51f0609b

«— И я очень благодарен, что в Ленинграде есть такая же улица, такой же дом, такая же квартира, иначе я никогда бы не был счастлив… — Мы никогда бы не были счастливы».

Источник

Adblock
detector